Гулять запрещено: что такое холостые обороты, и от чего они зависят

Гулять запрещено: что такое холостые обороты, и от чего они зависят

Если спросить автовладельца, что такое холостые обороты мотора, он наверняка ответит, что это режим, в котором мотор работает без нагрузки, и будет полностью прав. Многие даже смогут точно назвать правильную величину оборотов для их автомобилей. Но почему эти обороты именно такие? Почему не больше, не меньше, почему они изменяются, как и для чего поддерживаются? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Как всё начиналось

Н а первых моторах не существовало даже самого понятия холостых оборотов. Частота рабочих и холостых оборотов практически совпадала, а рабочий диапазон двигателя был крайне мал (приблизительно всего от 250 до 450 оборотов в минуту). Ну а куда деваться: меньше нельзя, выше не крутится… Фитильные карбюраторы имели весьма небольшой рабочий диапазон и при малом потоке смеси сильно «переливали». Фактически их настраивали только на рабочие обороты.

Ситуация поменялась примерно к 1915 году. Появление на Packard Twin Six настоящего карбюратора с жиклерами и управления опережением зажигания позволило решить две задачи. Во-первых, значительно увеличить мощность, увеличив рабочие обороты до 3000 в минуту, а во-вторых, снизить устойчивые обороты за счет введения специальной системы смесеобразования на малых оборотах. Иными словами, системы холостого хода.

Под капотом 1916 Packard Twin Six Town Car

Под капотом Packard Twin Six Town Car ‘1916

Все более поздние конструкции карбюраторов уже предусматривали регулировку и настройку смесеобразования на холостых оборотах, часто используя для этого режима отдельные дозирующие системы. Конечно, экология и даже ресурс для тех конструкций не были определяющими факторами, но моторы просто не могли работать на оборотах ниже тех, на которых мог создавать смесь карбюратор. Но затем система стала значительно сложнее.

Зачем нужны холостые обороты?

Пока мотор заглушен, никакого крутящего момента он, разумеется, не создаёт. Но и при работающем моторе мощность растет исключительно с ростом оборотов, а крутящий момент имеет пик в области средних или высоких оборотов (на наддувных двигателях момент появляется раньше, но тоже далеко не с нуля).

крутящий момент атмосферного двигателя

крутящий момент турбированного двигателя

Чтобы нагрузить мотор полезной нагрузкой, нужно, чтобы он уже устойчиво крутился и был готов создавать крутящий момент. Иначе он просто заглохнет. Простите, что так сложно объясняю простую вещь, но это крайне важный для понимания дальнейшего момент.

Нагрузить ДВС можно только если он уже работает на устойчивых и достаточных для восприятия нагрузки оборотах. Никаких способов обойти это ограничение нет. Можно только избежать этой проблемы, используя дополнительный двигатель, который будет работать вместо ДВС до достижения тем рабочих оборотов. Например, такую функцию выполняет электромотор на гибридах или пневматический стартер с избыточной мощностью.

Те обороты, с которых мотор может воспринимать нагрузку, и называются холостыми.

Все обороты выше холостых — рабочие. Ниже начинается зона пусковых оборотов, на которых двигатель не переносит нагрузку по тем или иным причинам. Для большинства моторов легковых автомобилей холостые обороты составляют 500-900 оборотов в минуту, что не так уж мало. В случае использования АКПП можно немного «схитрить» и установить холостые обороты без нагрузки со стороны трансмиссии ниже, повышая их только при включении режима «Drive» в коробке.

Почему холостые обороты не постоянны?

При разных системах питания причины изменения холостых оборотов различны. На ДВС с простыми нерегулируемыми карбюраторами обороты зависят от нагрузки и смесеобразования. Если срабатывают автоматы увеличения оборотов, то с ростом нагрузки обороты будут падать. То же самое произойдёт из-за плохого смесеобразования, но этого стараются избежать, применяя различные системы холодного запуска, которые завышают обороты для обеспечения устойчивой работы двигателя.

Чем совершеннее система питания, тем менее заметны колебания. С простым карбюратором водитель сам регулирует холостые обороты. Его вмешательство требуется, если температура двигателя или нагрузка на него отличаются от выставленных при регулировке холостых оборотов. С электронным карбюратором с автоматом холодного запуска водитель уже ничего не регулирует, но обороты заметно повышаются для обеспечения устойчивой работы до прогрева.

Под капотом ВАЗ-2107 Жигули

Под капотом ВАЗ-2107 Жигули ‘1997–2006

Системы впрыска разве что позволят немного завысить холостые обороты до прогрева лямбда-сенсоров и удержат их чуть повышенными до нормализации смесеобразования на 100-1000 оборотов в минуту. И ещё они могут немного увеличить обороты при увеличении нагрузки со стороны системы кондиционирования или нагрузки от генератора. Во всех остальных случаях исправная система должна поддерживать обороты практически постоянными, в пределах +/- 30 оборотов в минуту.

Читать статью  Чем отмыть двигатель от масла и грязи своими руками

К сожалению, все способы регулирования не идеальны. Регуляторы ХХ и дроссельные заслонки с электроприводом со временем загрязняются, не все свечи и форсунки работают идеально, системы EGR пропускают газы, сбоят системы регулирования фаз, а у цилиндров может быть разная компрессия, отчего в реальной жизни на старых машинах обороты все же немного «гуляют»: излишне просаживаются под нагрузкой или наоборот, завышаются.

Почему холостые обороты именно такие?

Выбор холостых оборотов — это всегда компромисс. Увеличивать их – значит увеличивать расход топлива и теплоотдачу двигателя без нагрузки, что, очевидно, является плохой идеей и для гражданской машины не годится. Снижение же приводит сразу к нескольким неприятным последствиям.

Во-первых, нарушается смесеобразование. Процессы в ДВС динамические, и вся его конструкция рассчитана на рабочие обороты. При снижении частоты вращения ухудшается очистка цилиндров от отработанных газов, затрудняется наполнение цилиндров свежей смесью, растут потери на перепуск, а значит, падает и мощность.

Может, такое занижение ХХ сделает мотор хотя бы экологичнее? Тоже нет. Скорее, наоборот. Даже если двигатель сохраняет возможность восприятия нагрузки на оборотах менее холостых, его рабочий процесс будет далек от расчетного. Например, на оборотах менее 400-500 часто даже катколлекторы перестают прогреваться до рабочей температуры, а количество пропусков зажигания растет.

Серьезной проблемой является снижение давления масла и объема его подачи. Тут все просто: меньше обороты — ниже давление. При каком-то минимуме давления подшипники скольжения выходят из режима жидкостного трения, и ресурс мотора стремительно уменьшается. И чем выше нагрузка, тем выше должно быть давление, а значит, и обороты мотора.

Нагрузка на мотор уже на холостых оборотах может быть значительной (особенно с МКПП). Автоматические коробки передач способны предотвратить неприятности, но проблемы полностью не решают, хотя значительно увеличивают ресурс ДВС в целом. В результате давление масла на холостых оборотах должно быть уже достаточным для восприятия полной нагрузки на мотор. К сожалению, чем выше давление и производительность маслонасоса на холостых оборотах, тем больше избыток давления на рабочих. А значит больше расход топлива, меньше ресурс масла. Регулируемый маслонасос позволяет немного улучшить ситуацию, но в основном все же служит для компенсации избыточного снижения давления масла после прогрева двигателя, а не для снижения оборотов холостого хода.

На машинах с автоматической коробкой передач нужно учитывать и ее «пожелания». Ведь маслонасос АКПП приводится от коленчатого вала двигателя, а значит и работа коробки передач зависит от оборотов холостого хода. При слишком малых оборотах давления не хватит на корректную работу механико-гидравлической системы управления. А для систем старт-стоп приходится устанавливать гидроаккумуляторы и дополнительные электронасосы. Это позволяет гидравлике включаться в работу сразу при запуске двигателя, а не спустя пять-десять секунд.

Привод различного навесного оборудования тоже создает сложности. Генератор, насосы ГУРа и кондиционера и помпа системы охлаждения имеют ограниченный рабочий диапазон, поэтому передаточное отношение системы привода дополнительных агрегатов подбирают с учетом максимальных оборотов двигателя. А минимальные обороты любого из устройств и нагрузка на подсистемы машины ограничивают нижнее значение холостых оборотов. Слишком большое снижение оборотов может привести к перегреву многоцилиндровых моторов из-за нарушения циркуляции жидкости, к разряду аккумулятора или неработоспособности системы кондиционирования. Правда, эти проблемы тоже решаемы.

Тут выручают переход на электроприводы усилителя руля, насосов системы охлаждения и кондиционера и установка регулируемого привода помпы. К счастью, генераторы имеют очень большой рабочий диапазон и не теряют КПД при высоких оборотах. Но у этих мер есть и недостатки. Зачастую они влекут за собой лишние затраты, а часто — и снижение КПД систем за счет двойного преобразования энергии.

Вибрация мотора при снижении оборотов в основном связаны с неустойчивостью рабочего процесса, но есть у неё и несколько других причин. Например, система подвески ДВС умеет гасить колебания только в определенном диапазоне частот. И чем ниже обороты, тем сложнее гасить возникающие вибрации. Причём помимо вибраций, передаваемых на кузов и влияющих на комфорт водителя и пассажиров, существует еще такая вещь как крутильные колебания, которые разрушительно действуют на трансмиссию и колеса.

тахометр на холостых оборотах

Чем ниже обороты мотора, тем сложнее их гасить. Приходится или использовать не блокируемые гидротрансформаторы или двухмассовые маховики, или сочетание двух технологий одновременно. Повышение оборотов холостого хода позволяет снизить колебания момента при каждом обороте, отодвинуть частоты всех колебаний дальше от резонансных и сделать работу всех систем подавления вибраций эффективнее.

Читать статью  Как выбрать масло для грузовиков?

Что такое холостые обороты двигателя, и для чего они нужны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что собой представляют холостые обороты?/ Фото: drive2.com

Движение автомобиля обеспечивается правильной работой всех электронных и технических узлов транспортного средства, включая корректную работу холостого хода. Несмотря на кажущуюся простоту, поддержание оборотов двигателя в оптимальном режиме представляет собой сложный электромеханический процесс, без которого автомобилю невозможно было бы тронуться с места так же просто, как это происходит повседневно на всех современных автомобилях в мире.

1. Что означает холостой ход автомобиля

Без холостого хода автомобили были бы неуклюжими, как черепахи/ Фото: mashintop.ru

Холостой ход насчитывает более чем столетнюю историю развития и модернизации карбюраторных и инжекторных механизмов впрыска. Удивительно, но на первых автомобилях самого понятия холостого хода как такового не существовало, как не было и привычного нам диапазона рабочих оборотов, которые ограничивались 250-500 непостоянными вращениями двигателя. Впервые автомобили начали оснащаться регулируемыми оборотами холостого хода лишь в 1915 году.

В современных автомобилях работа двигателя без нагрузки обеспечивается регулятором холостого хода, или датчиком ХХ. Устройство представляет собой клапан, интегрированный в дроссельную заслонку мотора. Регулировка происходит за счёт контролируемой подачи воздуха через клапан, минуя заслонку, которая без нагрузки двигателя находится в закрытом положении.

Отсутствие холостых оборотов лишило бы машину дополнительных функций/ Фото: dieselkraft.by

Если бы в автомобилях не было холостых оборотов, они были бы неуклюжими, как черепахи, и у них практически отсутствовали бы дополнительные функции. Дело в том, что без нагрузки работающий двигатель продолжает обеспечивать автомобиль питанием, вращая генератор, крутит топливный и масляный насос, которые поддерживают жизненно важные циклы работы двигателя, а также делают возможным точную работу системы зажигания.

Если представить себе автомобиль без холостых оборотов, то при попытке тронуться с места его двигателю пришлось бы испытать критические перегрузки, при этом высокий крутящий момент был бы достигнут до того, как стенки цилиндров успели должным образом смазаться маслом и нагреться до рабочей температуры.

Подобная схема работы двигателя возможна лишь на гибридных автомобилях, где все устройства питаются электродвигателем. Основной же двигатель принимает на себя нагрузку лишь после разгона до определённой скорости, когда уже набрана рабочая температура и достигнуты смазывающие свойства мотора.

2. Какие функции выполняют холостые обороты двигателя

Для чего нужны холостые обороты мотору?/ Фото: drive2.com

Холостые обороты двигателя выполняют важную роль в движении автомобиля и сильно зависят от типа и качества топливной смеси. Напрямую на количество оборотов двигателя вхолостую влияет скорость сгорания топлива. Так, бензиновые двигатели будут крутиться в диапазоне от 800 до 1000 оборотов в минуту, а дизельные – от 500 до 800.

У регулятора ХХ несколько очень важных функций:

1. Обеспечивать равномерный прогрев двигателя при первичном запуске (на холодную).

2. Повышать обороты двигателя, который ещё не успел прогреться, но начал работать под нагрузкой.

3. Уменьшать время, за которое двигатель наберёт максимальный крутящий момент. В автомобилях с гибридными двигателями эту функцию выполняет электромотор.

4. Раскручивать двигатель одновременно с увеличением энергопотребления для нормального обеспечения электроэнергией всех приборов автомобиля и снятия нагрузки с генератора. Например, при включении печки, магнитолы или фар дальнего света холостые обороты двигателя будут автоматически увеличены.

5. Поддерживать обороты двигателя без нагрузки в заданных пределах.

6. Удерживать обороты при резком отпускании педали газа и экстренном торможении, чтобы исключить заглушение двигателя.

7. Исключать вероятность обеднения топливной смеси, которая может причинить серьёзный вред двигателю.

Байпас Skoda Octavia RS/ Фото: drive2.ru

Неотъемлемой частью регулятора холостого хода является обходной воздушный канал, или байпас. Рабочим элементов РХХ можно назвать технологическое отверстие, которое закрывается или открывается при помощи игольчатого клапана.

Движение иглы обеспечивается статором, где игла выступает в качестве ротора, или электромагнитной обмоткой, где ротор перемещается за счёт электромагнитных сил. Исполнительный механизм может также быть в виде соленоида, который при подаче напряжения открывает или закрывает заслонку регулятора.

3. Основные неисправности механизма холостого хода в автомобиле

Регулятор холостого хода/ Фото: himpribor-reaktiv.ru

Заданные производителями автомобилей обороты двигателей оптимальны и позволяют потреблять минимум топлива, при этом не засоряя камеры сгорания отложениями отработанных газов и выбрасывая в атмосферу максимально возможный чистый выхлоп.

Во многом холостые обороты двигателя зависят от особенностей работы силового агрегата и его масляного насоса в частности. Так, для обеспечения нормальных смазывающих свойств стенок цилиндров электроника автомобиля будет поддерживать определённое количество оборотов на холостом ходу.

Правильная работа автомобиля на холостых оборотах в свою очередь зависит не только от исправного регулятора ХХ, но и от многих других причин. Так, плавающие обороты, как самая распространённая проблема ХХ, могут быть следствием:

Читать статью  Самые надежные двигатели: на каких автомобилях установлен двигатель-миллионник

Неисправности РХХ можно определить по нескольким простым признакам. Если при увеличении нагрузки электрической сети автомобиля не повышаются обороты двигателя, либо происходит их непроизвольное повышение или понижение, можно говорить о выходе из строя датчика.

Другие распространённые признаки – это глушение двигателя при попытке тронуться с места, а также низкие обороты на холодном двигателе.

Сколько времени можно стоять на холостом ходу без ущерба для автомобиля? Чем опасно это для авто

С необходимостью использования холостого хода сталкивался каждый водитель. Без него невозможно начать движения. Кроме того, с его помощью прогревают автомобиль. Холостой ход используют и в пробках. Но иногда, заторы на дорогах затягиваются на долгие часы. Вот и возникают сомнения по поводу безопасности длительного простоя на холостых оборотах. На портале Проавтомасла.ru разобрались в этом непростом вопросе.

Что говорят водители?

В этом вопросе, автомобилисты делятся на две группы. Одни говорят, что холостой ход никак не вредит двигателю. Ну, а другие – наоборот, считают, что нынешние автомобили создаются с расчётом на постоянную нагрузку, а не на простой. Якобы так двигатель загрязняется и быстро выходит из строя. И кто же из них прав?

Что представляет собой холостой ход?

Холостым ходом называют работу двигателя автомобиля без нагрузки. То есть, когда автомобиль работает, но никуда не едет и стоит на месте. Сам же двигатель держит минимальные обороты и при всем этом не глохнет.

Раньше, холостой ход был весьма простым устройством. На карбюраторных автомобилях старого образца стабильные обороты достигались за счет нажатий на педаль газа. А вот на современных автомобилях, все делает компьютер. На таких автомобилях холостой ход нужно настраивать или устанавливать дополнительные механизмы. Одним из таких устройств является специальный датчик, который внедрили инженеры. Если его не будет, то машина будет сразу глохнуть или же начнет набирать высокие обороты. И на данный момент, других методов нет.

Автопроизводители, конечно же, при выпуске новых моделей учитывают вероятность длительного простоя на холостом ходу. Но подсчитать точное время невозможно. А иногда, пробки настолько затягиваются, что водителям приходится спать с заведенным двигателем.

Как холостой ход влияет на двигатель?

Мой знакомый советует не переживать за состояние силового агрегата. Затяжные простои не так вредны, как думают некоторые водители. Согласно их мнению, в таких условиях двигателю не хватает масла.

Вообще, масляное голодание может произойти. Но случается это исключительно при наличии неисправностей. А именно, ошибки и технические просчеты. Загрязнение двигателя не оправдывает и работа масляного насоса. Как известно, она зависит от количества оборотов. А для смазки двигателя на холостом ходу, необходимо лишь минимальное давление в системе.

Однако чрезмерный простой в пробке, все же негативно сказывается на двигателе. И это совсем не критично. В результате работы, в двигателе накапливаются отложения, а также масляной нагар. И самое интересное то, что даже высококачественное масло от известных производителей не остановит этот процесс. Избавиться от отложений довольно просто. Достаточно прогреть автомобиль на высоких оборотах. Благодаря силе трения и высокой температуре, все нежелательные частицы выйдут наружу через выхлопную трубу.

Как холостой ход влияет на расход топлива

Количество потребляемого топлива зависит от марки автомобиля, но разница в цифрах не велика, а значит можно и обобщить. На холодном двигателе расход бензина будет несколько больше. А вот прогретой машине нужно меньше топлива.

Вот, к примеру, на холодном двигателе объёмом 1.6 л, расход топлива составляет 2 литра в час. А когда мотор набирает рабочую температуру, цифра падает до 0.6-0.8 литров в час. Но опять же, все зависит от объёма двигателя, марки автомобиля и наличия различного рода неисправностей.

Оцениваем состояние двигателя

Если раньше износ силового агрегата определяли исходя из пройденного километража, то теперь некоторые автолюбители учитывают моточасы. Именно из этих показателей и определяют когда в машине необходимо менять расходники. Если водителю очень часто приходится стоять в заторах, то делают это примерно через 5000 км, а не как обычно на 10-15 тысячах.

Что говорят другие механики?

Другие механики категорически не советуют подолгу стоять в заторах. Они также рекомендуют каждые 40-50 минут повышать количество оборотов до 4000 тысяч. А «капиталить» движок нужно уже после 100 000 км. Поэтому единомышленники делают примерно так: остановилось движение – заглушили машину, нужно подъехать – завели, подъехали и опять заглушили, в прочем такая система уже существует и называется старт-стоп.

Подведём итог

На вряд-ли кто-то осмелится дать четкий ответ на главный вопрос. Автомобили разные и на каждый из них простой влияет по-разному. Узнать приблизительное значение допустимых простоев можно в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

Но не факт, что вы найдете эту цифру. Ко всему прочему, некоторые из автопроизводителей вообще не рекомендуют простаивать на холостых. Так что подробно изучите своё авто, прежде чем активно эксплуатировать его.

Источник https://www.kolesa.ru/article/gulyat-zapreshheno-chto-takoe-holostye-oboroty-i-ot-chego-oni-zavisyat

Источник https://novate.ru/blogs/170522/63001/

Источник https://knews.kg/2020/02/22/skolko-vremeni-mozhno-stoyat-na-holostom-hodu-bez-ushherba-dlya-avtomobilya-chem-opasno-eto-dlya-avto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: