Проточка тормозных дисков
Периодичность замены колодок тормозов легкового автомобиля составляет примерно 1 раз на 20-30 тыс. км пробега (зависит от стиля езды и массы автомобиля). Многие современные авто оборудованы датчиками износа, которые напоминают хозяину машины, что рабочая поверхность колодок сточилась и их пора заменить. Кроме колодок стоит менять еще и тормозные диски (далее по тексту — ТД), хоть они изнашиваются дольше. Их замена редко производится до момента достижения 50 тыс. км пробега.
Конечно, есть диски с приемлемой ценой, но что делать владельцу 10-15-летнего автомобиля? Срок замены подошёл, хотя толщина диска в допустимых пределах. Производитель говорит «меняй», а цена за пару составляет 5–8 тыс. рублей. Поможет проточка — 2 тыс. рублей, и можешь больше не переживать.
Когда и для чего нужна расточка тормозных дисков?
По мере износа ТД вдоль его наружной стороны медленно нарезается буртик. Происходит это из‐за истирания металлической поверхности ТД фрикционами колодок.
Этот бурт нежелателен по следующим причинам:
- он не дает правильно работать новым колодкам, которые рассчитаны на плоскую поверхность (бурт как бы отжимает их);
- из‐за контакта с острыми краями новые колодки быстрее изнашиваются.
Чтобы восстановить геометрию поверхности ТД, его нужно расточить на специальном стенде или токарном станке.
Не только естественный износ портит поверхность дисков. Есть риск нарушения геометрии ТД, если после интенсивного торможения, которое сильно разогревает диск, въехать в лужу или сугроб. После такого температурного скачка водитель будет ощущать вибрацию и биение на педали тормоза в момент ее нажатия.
- Повреждение ТД может произойти по причине установки некачественных колодок, которые будут его резать (сами колодки изнашиваются слабо).
- Можно повредить его вышедшим из строя суппортом.
Если диск утратил свою форму, то эффективность торможения будет снижена. Там и ДТП не за горами!
На рулевое колесо передаются и удары, которые грозят “отбить” водителю руки. Кузов тоже начинает вибрировать, могут появиться посторонние звуки в работе подвески.
Естественный износ ТД по сроку равен износу 2–4 комплектов колодок. На поверхности диска появляются непараллельные борозды, ямки, выступы. На наружной стороне — отчетливая кромка.
Все неровности передаются на суппорта в виде вибрации и биения в тот момент, когда вы нажимаете педаль тормоза. Поршень суппорта прижимает колодки к дискам, и они уже принимают биение на себя.
При биении и вибрациях нужно либо поменять, либо проточить тормозные диски.
Проточка не всегда удаётся — только если ТД не достигли степени критического износа. Также нельзя протачивать перфорированные, спортивные и большие ТД крупных внедорожников. Больше ограничений нет.
Диагностика тормозных дисков
Выделим основные признаки износа ТД:
- тормозной путь автомобиля увеличился;
- торможение сопровождается нетипичным шумом;
- появилась вибрация в момент нажатия на педаль тормоза;
- возросло потребление топлива (горючее расходуется на сопротивление машины разводу тормозных колодок при их биении о диск);
- на ТД появились трещины, “волны”, возникла кромка на внешнем крае.
Быстрее всего изнашивается внутренняя поверхность ТД. Большинство автомобилей используют суппорта с плавающей скобой, в которых первой прижимается к ТД внутренняя колодка.
Биение ТД у передней оси сопровождается вибрацией на рулевом колесе, у задней — на тормозной педали и кузове. От резкого перепада температур страдают передние ТД (из-за большей нагрузки). А задние чаще покрывает коррозия. Когда увеличивается температура окружающей среды, растёт и вибрация (из-за расширения металла). Зимой вибрация может пропасть.
Проточка тормозных дисков — что это такое?
Проточка — процесс обработки поверхностей ТД с целью устранения их деформации. При такой шлифовке неровности устраняются, диск становится как новый. Работу выполняют почти все СТО.
Ремонт дисков путем проточки возможен при отсутствии на них трещин и при условии, что их толщина по завершении работы не выйдет за предельные размеры. Пределы индивидуальны для каждой модели.
Распространены 2 способа проточки:
- на обычном токарном станке (со снятием);
- не снимая ТД на станке типа Pro Cut (Про Кат).
Как выполнить процедуру: пошаговая инструкция
На всех станциях техобслуживания процедура выполняется примерно одинаково. Рассмотрим подробнее оба способа.
Какие инструменты понадобятся
Если выполняется проточка со снятием, то необходимы стандартный набор инструментов и обычный токарный станок. Если же производится проточка без снятия, помимо инструментов для снятия колеса нужен ещё и специальный станок (например, Pro Cut).
Процесс со снятием
На первый взгляд процедура кажется легкой. Но здесь есть свои определенные сложности. Не нужно подвешивать автомобиль и крепить что‐либо к суппортам — это плюс. Сложность заключается в том, что проточке подвергают сразу 3 поверхности ТД: верхнюю, нижнюю и околоступичную. Поверхности после выполнения работы должны быть идеально параллельными. Иначе биение никуда не уйдет.
До и после проточки
Процесс без снятия
Используемые для этой процедуры станки крепятся прямо на ступицу и бывают 2 видов. Первый вариант — единый узел, который соединяется со ступицей через переходник. И это обеспечивает более точную обработку. Такой узел дорого стоит.
Оборудование попроще включает в себя отдельный узел, на котором располагаются резцы. Такие станки дольше монтировать на автомобиль, резцы придётся крепить на скобе тормозного суппорта.
И в первом, и во втором случаях вращение ступицы производит сам станок. Автомобиль при этом заглушен, КПП переключена в нейтральное положение.
- Машину поднимают на подъемнике, снимают колеса.
- Откручивают один суппорт и крепят его к пружине с помощью держателя.
- Измеряют кривизну поверхности, чтобы определить, сколько металла нужно снять.
- На шпильки ступицы крепят двигатель, который и будет вращать ТД.
- К “ушам” суппорта прикручивают специальную раму, на которой будут работать резцы. Их будет два. Поверхность около ступицы не нуждается в обработке.
- Далее начинается сама проточка.
Резцы медленно перемещаются по поверхностям, снимая за один проход несколько десятков микронов металла. За пару‐тройку проходов обрабатывается один ТД. Далее станок переставляют на другое колесо и повторяют.
Первыми снимают фаски, которые остаются от колодок. Так снижается нагрузка на оборудование, а резцы более качественно обрабатывают поверхность.
Нельзя точить диск, ступица которого люфтит из‐за изношенного подшипника. Иначе ТД начнёт двигаться между резцами и обработка не будет ровной. Также нельзя точить ТД с глубокой коррозией. Велик риск, что после качественной обработки его толщина будет недостаточной для использования.
По завершении процедуры обязательно меняют тормозные колодки. Иначе обработанные диски быстро придут в негодность.
Неоспоримый плюс метода проточки — ТД не снимают с посадочного места, а значит, третью поверхность обрабатывать не нужно. Метод передовой, но имеет свои недостатки.
Минусы проточки дисков
Основным риском является уменьшение толщины ТД до недопустимого значения. Если вы столкнулись с такой проблемой, знайте — виноват сотрудник автосервиса, который допустил халатность.
Тонкий диск становится хрупким. К тому же он быстрее греется.
Заключение
Делаете проточку самостоятельно в гараже без спецоборудования? Замечательно! Вы уже на 80% угробили тормозной диск. Да, в интернете тонны информацию о том, что с помощью напильника, болгарки или куска наждачки можно выполнить проточку ТД своими руками. Не нужно так “колхозить”. После вашего вмешательства даже в автосервисе разведут руками.
Если хотите сэкономить, сразу отправляйте машину в мастерскую. Лучше отдать 2 тыс. рублей механикам, чем тратить время на работу, будучи неуверенным в положительном исходе. Помните: вы платите вовсе не за расточку, а за уверенность в безопасности езды.
2 способа как проточить тормозной диск автомобиля
Чтобы не снимать тормозной диск с авто и не тащить его к токарному станку, автор YouTube канала «Неформальный Механик» предлагает воспользоваться альтернативным способом проточки диска, о котором мы расскажем в данной статье.
Это был своего рода эксперимент «получится-не получится». Но, как оказалось, способ оказался рабочим, и его можно применять на практике.
нет необходимости покупать какие-то дорогостоящие инструменты — все, что необходимо, у каждого найдется в гараже
Обратите внимание»: мы ни в коем случае не призываем поступать таким образом, а всего лишь делимся с вами опытом других автовладельцев!
Необходимые материалы для работы:
- наждачная бумага;
- суперклей.
Пошаговый процесс проточки тормозного диска: этапы работ
Первым делом необходимо будет снять тормозные колодки. Прикладываем их к куску наждачной бумаги, после чего обводим по контуру карандашом.
Далее берем большие ножницы, и вырезаем из куска наждачной бумаги две заготовки по нанесенной ранее разметке. В данном случае используется наждачка зернистостью №32.
При помощи суперклея необходимо приклеить вырезанные куски наждачной бумаги к рабочей стороне колодок. Суперклей можно использовать самый обычный.
На следующем этапе устанавливаем тормозные колодки на свое место, и затягиваем гайками тормозной диск, чтобы он стоял ровно.
После этого необходимо включить третью или четвертую передачу, и понемногу нажимать на педаль тормоза, чтобы при вращении тормозной диск терся своей поверхностью об наждачную бумагу. Нажатия должны быть кратковременными.
Обратите внимание : в момент проточки тормозного диска автомобиль должен обязательно стоять на ручном тормозе. Дополнительно под три колеса надо будет что-то подложить.
Как только пропадут рывки при соприкосновении колодок с поверхностью тормозного диска, процедуру можно считать завершенной.
После шлифовки на поверхности тормозного диска хорошо видны задиры.
Однако их можно уменьшить, нужно просто повторить эту же процедуру, но уже использовать наждачную бумагу зернистостью №80 или №120. Ну а остальное уже дошлифуют сами колодки.
В целом же, автор получившимся результатом остался очень доволен.
Видео
Подробно о том, как проточить тормозной диск без токарного станка, можно посмотреть на видеоролике ниже — берите идею на заметку! Спасибо за внимание.
Как убрать кромку на тормозном диске авто
При выработке на тормозном диске остается кромка.
Если ее не убрать, то тормозные колодки будут нагреваться намного быстрее и могут даже пищать или противно скрипеть.
В сегодняшней статье расскажем, как легко и быстро решить данную проблему, не обращаясь на СТО.
Обратите внимание!
Многие гаражные мастера советуют убирать кромку на тормозных колодках, мол способ этот проверенный и рабочий.
Однако такой совет тянет на твердую двоечку!
Так не нужно делать ни в коем случае, потому что это только усугубит проблему в недалеком будущем.
Вместо этого мы предлагаем убрать кромку от выработки именно на самом тормозном диске. Это в разы эффективнее.
Основные этапы работ
Первым делом, конечно же, необходимо будет снять колесо.
После этого заводим двигатель авто, включаем пятую передачу. Берем болгарку с лепестковым кругом и аккуратно убираем кромку на тормозном диске: сначала с лицевой стороны, потом — с обратной.
Чтобы сточить кромку толщиной около 1 мм, требуется примерно 2—3 минуты. Однако в любом случае нужно обязательно проводить визуальный контроль.
Вот такой простой, быстрый, но в то же время эффективный способ убрать кромку на тормозном диске автомобиля.
После данной процедуры тормозные колодки не будут издавать посторонних звуков при торможении.
Видео
Подробно о том, как быстро убрать кромку на тормозном диске авто, рекомендуем посмотреть в авторском видеоролике. Своим личным опытом поделился автор YouTube канала GSK. Берите на заметку!
Проточка тормозных дисков своими руками
Многие владельцы автомобилей рано или поздно задумываются над проточкой тормозных дисков, но большинство из них не понимают, как она делается и оправдана ли вообще. Давайте разберемся во всем этом.
Постоянные поездки на автомобиле заставляют водителя внимательнее следить за состоянием «железного коня» и оперативно реагировать на все неисправности.
В частности, особой заботы требуют тормозные колодки и диски, которые являются самым «слабым звеном» тормозной системы.
И если в случае с тормозными колодками лучший вариант – замена, то «жизнь» тормозных дисков при выполнении ряда мероприятий можно продлить.
Все, что необходимо-своевременная проточка тормозных дисков.
Признаки неисправности
В среднем тормозные диски «ходят» около 90-100 тысяч километров, но могут изнашиваться и раньше. Крайний срок для замены тормозных колодок – около 30 тысяч километров. Но указанные в инструкции по эксплуатации цифры часто идеализированы.
Как правило, замену (ремонт) требуется как можно чаще.
Чтобы своевременно определить неисправность, необходимо знать ее основные симптомы:
- тормозные диски активно греются даже после небольшого пробега. Это легко проверить – достаточно прикоснуться к диску после поездки;
- существенно снизилась эффективность торможения;
- появились лишние звуки при нажатии на тормоз;
- во время торможения заметна сильная вибрация руля. Параллельно с этим могут появиться и биения непосредственно в педали;
- при визуальном осмотре виден явный износ тормозного диска, появляется коррозия и глубокие механические повреждения.
При выявлении хотя бы одного из симптомов своевременная проточка является обязательной. Но здесь важно не переусердствовать.
Как только вы достигли минимального параметра толщины (он обязательно регламентируется производителем), дальнейшая шлифовка становится опасной. В этом случае выход один – замена.
Что дает шлифовка?
Качественная проточка позволяет:
- убрать биение тормозных дисков, которое создает дискомфорт во время вождения;
- повысить срок службы всего тормозного механизма (тормозных колодок, дисков);
- вернуть прежнюю эффективность торможения автомобиля;
- сэкономить деньги на покупку новых дисков без ущерба для безопасности.
Многие считают, что проще поменять диски и не забивать себе голову шлифовкой. Но не все так просто.
- Во-первых, необходимо покупать пару тормозных дисков для одной оси.
- Во-вторых, одновременно с этим придется поменять и колодки.
В сумме затраты получаются весьма существенными, поэтому много проще потратить несколько сотен на проточку или же вообще сделать все самостоятельно.
В чем суть проточки?
В процессе эксплуатации на поверхности тормозного диска могут появиться едва заметные борозды. Чаще всего они образуются по краям соприкосновения диска и тормозной колодки.
Проточка тормозных дисков дает возможность убрать имеющиеся эффекты и отшлифовать поверхность. И здесь, как мы уже упоминали выше, необходимо четко знать минимально допустимую толщину диска (это не даст снять лишнее).
А как проблема решалась еще лет 10-20 назад? Автолюбитель снимал неисправные диски и становился у токарного станка (или обращался к профессиональному мастеру).
На полный комплекс работ в среднем уходило около 5-6 часов. При этом необходимо было непросто снять лишний слой, но и правильно сбалансировать диск по отношению к ступице. Одна ошибка могла привести к потере управляемости.
Сегодня все делается более профессионально.
Есть два варианта выполнения работы.
Проточка без снятия
Здесь в большинстве случаев применяется специальный станок. Его особенность – программирование всех необходимых параметров.
При этом проточка тормозных дисков проводится в автоматическом режиме. Отсутствие необходимости в демонтаже диска с машины ускоряет время ремонта.
Специальные станки выполнены в тяжелом корпусе, что сводит на «нет» любые вибрации при выполнении работы и гарантирует высокую точность зачистки.
Популярностью пользуются и модульные устройства, расположенные на передвижных тележках. Их особенность – наличие нескольких скоростных режимов и возможность точно подобрать необходимые резцы.
Перед обработкой машина поднимается на 1-1,5 метра. После этого снимается колесо и суппорт.
Как только все готово, устанавливается специальный модуль.
Во время проточки ступицу вращает специальный приводной модуль, а сами резцы перемещаются по наружной части диска. Десять минут и работа сделана.
Последние модели станков имеют специальные моторы, которые способны совершать подачу в двух направлениях. Также есть функция, которая позволяет замедлять или, наоборот, ускорять процесс вращения диска.
Весьма популярна установка PRO-CUT.
Ее возможности позволяют быстро вернуть прежнюю геометрию вращения и держать выполнение работы под постоянным контролем.
Проточка тормозных дисков со снятием
Выполняется на специальном станке. В этом случае поверхность обрабатывается сразу с двух сторон, что повышает качество работы и упрощает дальнейший процесс балансировки колеса.
Сама шлифовка очень проста. Диск снимается с автомобиля, устанавливается на специальную оправу и зажимается патроном.
После двухсторонней обработки диска его поверхность обрабатывается с помощью шкурки до идеального состояния.
Далее диск проверяется на биение, которое не должно превышать 0,1 мм.
Самостоятельная работа
При желании проточка тормозных дисков может быть выполнена и своими руками. Как указывается в руководстве к отечественным моделям, необходимо снять диск и аккуратно с помощью напильника обработать появившиеся дефекты.
Снова-таки здесь важно не переусердствовать и постоянно контролировать толщину штангенциркулем.
Если нет времени на столь долгую работу, можно поступить проще. Поднимите автомобиль на домкрате и снимите колесо. Теперь заведите машину и включите пятую скорость.
Как только диск начинает вращаться, можно с помощью того же напильника произвести зачистку. Часто опытные автолюбители используются специальный диск от наждака с крупным «зерном».
По завершении работы необходимо очистить диск и обезжирить его с помощью растворителя.
Этот метод шлифовки является одним из лучших для всех переднеприводных автомобилей. При этом работу можно сделать за 1-2 часа.
Вывод
Своевременная проточка тормозных дисков – это в первую очередь ваша безопасность. Поэтому внимательно следите за состоянием своего автомобиля и посещайте СТО при появлении первых симптомов проблем с тормозами.
Если есть уверенность в своих силах, то работу всегда можно сделать и своими руками.
Главное – проявить немного терпения, внимательно читать литературу и прислушиваться к советам опытных людей.
Источник https://ddcar.ru/blog/remont/protochka-tormoznyh-diskov
Источник https://sdelairukami.ru/kak-po-bystromu-protochit-tormoznoj-disk-bez-tokarnogo-stanka/
Источник https://autotopik.ru/remont/715-protochka-tormoznyh-diskov-svoimi-rukami.html