Тюнинг тормозов: как, зачем и кому это надо
Периодически на тестах даже новых автомобилей мы сталкиваемся с тем, что штатная тормозная система порой ведет себя не так, как нам бы хотелось. Если проще — тормозов не хватает. Причем разброс автомобилей, к которым возникают претензии, никак не зависит от стоимости и престижа марки — есть за что покритиковать и китайские бренды, и даже люксовые британские. Еще одна категория потенциальных клиентов — владельцы подержанных и отечественных авто, которые часто готовы доплатить за более качественные и дорогие компоненты. О профессиональных и даже уличных гонщиках и говорить не стоит: у них особые требования к характеристикам машины. В итоге получается, что улучшение тормозов — потенциально востребованная услуга. А что она собой представляет и насколько действительно нужна? Попробуем в этом разобраться.
Главных задач у тюнинга тормозной системы две: увеличение скорости торможения и уменьшение тормозного пути. За каждую отвечают отдельные части, так что в первую очередь стоит понимать, что улучшение характеристик тормозного процесса — комплексная процедура, требующая основательного, а значит грамотного и потому затратного подхода.
В зависимости от того, что мы хотим получить на выходе, можно делать глубокий тюнинг тормозной системы или частичный. Этим вопросом надо озадачиться заранее.
Конечно, можно менять тормоза поэтапно: сначала задние, потом передние. Можно заменить только диски или суппорты. По большому счету все зависит исключительно от платежеспособности заказчика. Но, так или иначе, для достижения результата менять нужно все в комплексе.
Первое, с чего стоит начать, — это тормозные диски.
Тормозные диски
Штатные изготавливаются из высокопрочного чугуна с высоким коэффициентом трения и низкой степенью изнашиваемости; при интенсивном использовании, например в мегаполисе, или при регулярных поездках по трассе, при торможении они могут частенько перегреваться, отчего в итоге теряют первоначальные характеристики, а то и вовсе приходят в негодность. Особенно внимательно стоит отнестись к дискам владельцам мощных возрастных машин.
Современная промышленность предлагает несколько видов тюнингованных тормозных дисков, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Вентилируемые диски
Внешне такой диск напоминает два склеенных между собой отдельных диска, разделенных лопатками воздухоотводов. Пустое пространство способствует вентиляции, позволяя воздуху проходить сквозь диск во время вращения, охлаждая его. У вентилируемых дисков более прочная конструкция. Чаще всего они используются при тюнинге тормозной системы. Правда, на современные автомобили производители все чаще ставят вентилируемые диски уже штатно.
Перфорированные диски (с поперечным сверлением)
Отталкивают воду, газ, охлаждают и способствуют удалению частиц грязи и нагара. Диски с поперечным сверлением имеют один недостаток — со временем вокруг просверленных отверстий появляются трещины и надломы. Кроме того, небольшие отверстия забиваются грязью и нагаром.
С насечками
Такие диски отталкивают воду, газ и тепло, способствует удалению частиц грязи и нагара, а также матирует тормозные колодки. Устанавливаются на спортивные автомобили — в основном для того, чтобы отводить грязь и нагар. При работе издают больше шума, чем обычные, ввиду того, что колодки трутся о канавки диска.
Карбоновые и керамические
Обеспечивают хорошее трение, менее склонны к генерации тепла. Карбоновые диски предназначены для спортивных автомобилей, поэтому для обычных машин не совсем подходят, так как им необходимо хорошо прогреться для корректной работы. Керамические диски изготовлены из углеродного волокна, обладают малым весом и хорошо переносят высокую температуру. Недостаток — очень высокая цена.
А вот для увеличения скорости торможения необходимо увеличение наружного диаметра диска. Но тут стоит быть внимательным: увеличение размера диска, как правило, ведет за собой увеличение размера колеса.
По соотношению «цена — эффективность» лучшим вариантом для тюнинга являются вентилируемые тормозные диски, которые, помимо лопаток воздухоотводов, имеют и перфорацию, и рифление. Стоит помнить, что тюнинговые тормозные диски увеличивают износ тормозных колодок в результате увеличивающегося трения.
Суппорты
Чем больше поршней (4, 6, в суппорте, тем равномернее распределяется на диске давление во время торможения, тем самым нагрузка на диск и колодки сокращается, а также уменьшается вибрация. Такие суппорты однозначно повышают эффективность тормозной системы. Улучшенные суппорты, помимо облегченной массы (изготавливаются из алюминия), обладают еще одним плюсом — способностью рассеивать тепло лучше, чем чугунные.
Удобнее приобретать суппорты вместе с дисками и тормозными колодками. На сегодняшний день лучшими считаются суппорты с четырьмя рабочими цилиндриками — по два на каждую колодку. Это приводит к моментальному срабатыванию тормозов при нажатии на педаль. Надо понимать, что вентилируемые тормозные диски шире штатных, и, как следствие, суппорт тоже будет большего размера, что влечет за собой увеличение диаметра колеса, а иногда и его ширины. Иногда для качественного торможения устанавливают два суппорта с двух сторон диска. Очень часто приходится менять и крепеж суппорта, поэтому выгоднее купить для вашего авто готовый комплект. Причем обычно колодки и шланги в него уже входят.
Шланги
Это отдельный вид расходов, потому как после замены суппортов и дисков потребуется заменить и их. Улучшенные тормозные шланги в процессе эксплуатации не расширяются от давления тормозной жидкости, как изделия из резины, помогают лучше чувствовать педаль, и у них более долгий срок службы. Чтобы убрать раздутие тормозного шланга, его армируют тонкой нержавеющей проволокой, которая имеет специальное очень плотное плетение, что не дает резиновому шлангу раздуваться от огромного давления, создаваемого при торможении. Благодаря этому тормоза делаются более предсказуемыми, эффективность существенно возрастает и педаль лучше реагирует.
Подбирать армированный шланг нужно точно такой же длины, как и штатный: длинный шланг увеличит торможение, а короткий может просто вырвать
Тормозные колодки
Они могут быть мягкими, средними и твердыми в зависимости от фрикционного материала. Здесь каждый решает для себя: если автомобиль участвует в соревнованиях, пусть и в любительских, необходимо использовать мягкие колодки — они быстрее изнашиваются, но лучше тормозят. Твердые тормозят хуже, но у них дольше срок службы, хотя они и изнашивают диск.
В идеале стоит установить колодки из среднего фрикционного материала: тогда и тормозить будет хорошо, и диск с колодками не так быстро износится
Тормозная жидкость
На новой системе необходимо использовать специальную тормозную жидкость с высокой температурой кипения — стандартная уже не справится. Следите за перегревом дисков, а также за износом. Особенно это важно на первом этапе эксплуатации.
Естественно — нельзя забывать о системе стояночного тормоза. Вместо механического привода нужно использовать гидравлический. Фирмы-производители тюнинговых тормозных систем высокого качества имеют свое производство и свои научные лаборатории. К лидерам тюнинговых тормозных систем относятся такие компании, как Brembo, DELPHI, Hamann, Nissin, Mugen и StopTech и Endless.
Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия»: «Практически все, что мы делаем для „гражданских“ автомобилей, ранее было внедрено и опробовано в спортивном сегменте. К вопросу переоборудования тормозной системы на „гражданском“ автомобиле надо подходить со всей ответственностью. Вы должны понимать, что все другие системы автомобиля рассчитаны на стандартные условия эксплуатации, а установка „спортивных“ тормозов приводит к критическим нагрузкам — мы не видим смысла в переоборудовании.
Более того, установка именно „спортивных“ тормозов на автомобили городского цикла эксплуатации может быть опасна, так как, с одной стороны, это вселяет чувство уверенности водителю и приводит к увеличению скоростного режима, с другой стороны, „спортивные“ тормоза останавливают автомобиль быстрее, чем все автомобили в потоке, а это может привести к аварии.
Таким образом, если вы эксплуатируете автомобиль в городе и просто хотите быть уверены в тормозах, то разумнее всего установить диски с улучшенными характеристиками, благо у Brembo таких достаточно. Это окрашенные диски, диски с насечками Brembo Max, диски с перфорацией Brembo Xtra, плавающие и композитные. И конечно, для достижения максимального эффекта необходимо использовать колодки Brembo и следить, чтобы суппорты были в идеальном состоянии».
У монстров тюнинга цены варьируется от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей за комплекты тормозных систем, в зависимости от автомобиля. Но не стоит думать, что усовершенствование тормозной системы — по определению сверхзатратное мероприятие. Так, компания Brembo уже вывела на российский рынок линейку продукции для автомобилей Lada, цены на которую немаленькие, но вполне адекватные для бренда с таким именем.
Среди производителей, кстати, есть и отечественные бренды, работающие в этом направлении. К ним относится, например, компании High Performance Brakes или Carville Racing.
Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts России и странах СНГ: «Ferodo имеет богатый опыт в разработке и производстве фрикционных смесей для спортивных соревнований. До середины 80-х годов Ferodo являлась основным поставщиком фрикционных компонентов на соревнования серии „Формула-1“. До сих пор большинство спортивных команд в разных видах соревнований в авто- и мотоспорте отдают предпочтение продукции Ferodo Racing.
На основе фрикционных смесей для гонок была создана отдельная серия дисковых тормозных колодок Ferodo DS Performance, предназначенная для тюнинга штатных моделей автомобилей. Эти колодки востребованы определенной категорией клиентов, предпочитающих динамичный стиль вождения. Естественно, в России эта продукция также пользуется популярностью. Вполне понятно, что эксплуатация машины с большей динамикой торможения приводит к более активному износу других компонентов».
Каков итог?
Если есть желание заняться автоспортом даже на любительском уровне — тут, как говорится, сам бог велел. Без усиленной тормозной системы успехов на треке не видать. Если в наличии имеется мощный подержанный автомобиль или есть необходимость форсировать двигатель, то полный тюнинг тормозной системы — крайне желательное действие. Однако, как и в любом деле, нужно знать меру и понимать, для каких условий и показателей этот самый тюнинг необходим. Для «гражданских» условий это, прежде всего, безопасность, а потому увлекаться мощными системами эксперты не рекомендуют.
Ну а что касается предложений на рынке, то на сегодня их достаточное количество, чтобы охватить все ценовые категории. Так что при грамотном подходе можно заметно повысить эффективность одной из важнейших систем автомобиля, потратив на это не самые большие деньги.
Как улучшить тормоза авто
Периодически на тестах даже новых автомобилей мы сталкиваемся с тем, что штатная тормозная система порой ведет себя не так, как нам бы хотелось. Если проще — тормозов не хватает. Причем разброс автомобилей, к которым возникают претензии, никак не зависит от стоимости и престижа марки — есть за что покритиковать и китайские бренды, и даже люксовые британские. Еще одна категория потенциальных клиентов — владельцы подержанных и отечественных авто, которые часто готовы доплатить за более качественные и дорогие компоненты. О профессиональных и даже уличных гонщиках и говорить не стоит: у них особые требования к характеристикам машины. В итоге получается, что улучшение тормозов — потенциально востребованная услуга. А что она собой представляет и насколько действительно нужна? Попробуем в этом разобраться.
Главных задач у тюнинга тормозной системы две: увеличение скорости торможения и уменьшение тормозного пути. За каждую отвечают отдельные части, так что в первую очередь стоит понимать, что улучшение характеристик тормозного процесса — комплексная процедура, требующая основательного, а значит грамотного и потому затратного подхода.
В зависимости от того, что мы хотим получить на выходе, можно делать глубокий тюнинг тормозной системы или частичный. Этим вопросом надо озадачиться заранее.
Конечно, можно менять тормоза поэтапно: сначала задние, потом передние. Можно заменить только диски или суппорты. По большому счету все зависит исключительно от платежеспособности заказчика. Но, так или иначе, для достижения результата менять нужно все в комплексе.
Первое, с чего стоит начать, — это тормозные диски.
Тормозные диски
Штатные изготавливаются из высокопрочного чугуна с высоким коэффициентом трения и низкой степенью изнашиваемости; при интенсивном использовании, например в мегаполисе, или при регулярных поездках по трассе, при торможении они могут частенько перегреваться, отчего в итоге теряют первоначальные характеристики, а то и вовсе приходят в негодность. Особенно внимательно стоит отнестись к дискам владельцам мощных возрастных машин.
Современная промышленность предлагает несколько видов тюнингованных тормозных дисков, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Вентилируемые диски
Внешне такой диск напоминает два склеенных между собой отдельных диска, разделенных лопатками воздухоотводов. Пустое пространство способствует вентиляции, позволяя воздуху проходить сквозь диск во время вращения, охлаждая его. У вентилируемых дисков более прочная конструкция. Чаще всего они используются при тюнинге тормозной системы. Правда, на современные автомобили производители все чаще ставят вентилируемые диски уже штатно.
Перфорированные диски (с поперечным сверлением)
Отталкивают воду, газ, охлаждают и способствуют удалению частиц грязи и нагара. Диски с поперечным сверлением имеют один недостаток — со временем вокруг просверленных отверстий появляются трещины и надломы. Кроме того, небольшие отверстия забиваются грязью и нагаром.
С насечками
Такие диски отталкивают воду, газ и тепло, способствует удалению частиц грязи и нагара, а также матирует тормозные колодки. Устанавливаются на спортивные автомобили — в основном для того, чтобы отводить грязь и нагар. При работе издают больше шума, чем обычные, ввиду того, что колодки трутся о канавки диска.
Карбоновые и керамические
Обеспечивают хорошее трение, менее склонны к генерации тепла. Карбоновые диски предназначены для спортивных автомобилей, поэтому для обычных машин не совсем подходят, так как им необходимо хорошо прогреться для корректной работы. Керамические диски изготовлены из углеродного волокна, обладают малым весом и хорошо переносят высокую температуру. Недостаток — очень высокая цена.
А вот для увеличения скорости торможения необходимо увеличение наружного диаметра диска. Но тут стоит быть внимательным: увеличение размера диска, как правило, ведет за собой увеличение размера колеса.
По соотношению «цена — эффективность» лучшим вариантом для тюнинга являются вентилируемые тормозные диски, которые, помимо лопаток воздухоотводов, имеют и перфорацию, и рифление. Стоит помнить, что тюнинговые тормозные диски увеличивают износ тормозных колодок в результате увеличивающегося трения.
Суппорты
Чем больше поршней (4, 6, в суппорте, тем равномернее распределяется на диске давление во время торможения, тем самым нагрузка на диск и колодки сокращается, а также уменьшается вибрация. Такие суппорты однозначно повышают эффективность тормозной системы. Улучшенные суппорты, помимо облегченной массы (изготавливаются из алюминия), обладают еще одним плюсом — способностью рассеивать тепло лучше, чем чугунные.
Удобнее приобретать суппорты вместе с дисками и тормозными колодками. На сегодняшний день лучшими считаются суппорты с четырьмя рабочими цилиндриками — по два на каждую колодку. Это приводит к моментальному срабатыванию тормозов при нажатии на педаль. Надо понимать, что вентилируемые тормозные диски шире штатных, и, как следствие, суппорт тоже будет большего размера, что влечет за собой увеличение диаметра колеса, а иногда и его ширины. Иногда для качественного торможения устанавливают два суппорта с двух сторон диска. Очень часто приходится менять и крепеж суппорта, поэтому выгоднее купить для вашего авто готовый комплект. Причем обычно колодки и шланги в него уже входят.
Шланги
Это отдельный вид расходов, потому как после замены суппортов и дисков потребуется заменить и их. Улучшенные тормозные шланги в процессе эксплуатации не расширяются от давления тормозной жидкости, как изделия из резины, помогают лучше чувствовать педаль, и у них более долгий срок службы. Чтобы убрать раздутие тормозного шланга, его армируют тонкой нержавеющей проволокой, которая имеет специальное очень плотное плетение, что не дает резиновому шлангу раздуваться от огромного давления, создаваемого при торможении. Благодаря этому тормоза делаются более предсказуемыми, эффективность существенно возрастает и педаль лучше реагирует.
Подбирать армированный шланг нужно точно такой же длины, как и штатный: длинный шланг увеличит торможение, а короткий может просто вырвать
Тормозные колодки
Они могут быть мягкими, средними и твердыми в зависимости от фрикционного материала. Здесь каждый решает для себя: если автомобиль участвует в соревнованиях, пусть и в любительских, необходимо использовать мягкие колодки — они быстрее изнашиваются, но лучше тормозят. Твердые тормозят хуже, но у них дольше срок службы, хотя они и изнашивают диск.
В идеале стоит установить колодки из среднего фрикционного материала: тогда и тормозить будет хорошо, и диск с колодками не так быстро износится
Тормозная жидкость
На новой системе необходимо использовать специальную тормозную жидкость с высокой температурой кипения — стандартная уже не справится. Следите за перегревом дисков, а также за износом. Особенно это важно на первом этапе эксплуатации.
Естественно — нельзя забывать о системе стояночного тормоза. Вместо механического привода нужно использовать гидравлический. Фирмы-производители тюнинговых тормозных систем высокого качества имеют свое производство и свои научные лаборатории. К лидерам тюнинговых тормозных систем относятся такие компании, как Brembo, DELPHI, Hamann, Nissin, Mugen и StopTech и Endless.
Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия»: «Практически все, что мы делаем для „гражданских“ автомобилей, ранее было внедрено и опробовано в спортивном сегменте. К вопросу переоборудования тормозной системы на „гражданском“ автомобиле надо подходить со всей ответственностью. Вы должны понимать, что все другие системы автомобиля рассчитаны на стандартные условия эксплуатации, а установка „спортивных“ тормозов приводит к критическим нагрузкам — мы не видим смысла в переоборудовании.
Более того, установка именно „спортивных“ тормозов на автомобили городского цикла эксплуатации может быть опасна, так как, с одной стороны, это вселяет чувство уверенности водителю и приводит к увеличению скоростного режима, с другой стороны, „спортивные“ тормоза останавливают автомобиль быстрее, чем все автомобили в потоке, а это может привести к аварии.
Таким образом, если вы эксплуатируете автомобиль в городе и просто хотите быть уверены в тормозах, то разумнее всего установить диски с улучшенными характеристиками, благо у Brembo таких достаточно. Это окрашенные диски, диски с насечками Brembo Max, диски с перфорацией Brembo Xtra, плавающие и композитные. И конечно, для достижения максимального эффекта необходимо использовать колодки Brembo и следить, чтобы суппорты были в идеальном состоянии».
У монстров тюнинга цены варьируется от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей за комплекты тормозных систем, в зависимости от автомобиля. Но не стоит думать, что усовершенствование тормозной системы — по определению сверхзатратное мероприятие. Так, компания Brembo уже вывела на российский рынок линейку продукции для автомобилей Lada, цены на которую немаленькие, но вполне адекватные для бренда с таким именем.
Среди производителей, кстати, есть и отечественные бренды, работающие в этом направлении. К ним относится, например, компании High Performance Brakes или Carville Racing.
Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts России и странах СНГ: «Ferodo имеет богатый опыт в разработке и производстве фрикционных смесей для спортивных соревнований. До середины 80-х годов Ferodo являлась основным поставщиком фрикционных компонентов на соревнования серии „Формула-1“. До сих пор большинство спортивных команд в разных видах соревнований в авто- и мотоспорте отдают предпочтение продукции Ferodo Racing.
На основе фрикционных смесей для гонок была создана отдельная серия дисковых тормозных колодок Ferodo DS Performance, предназначенная для тюнинга штатных моделей автомобилей. Эти колодки востребованы определенной категорией клиентов, предпочитающих динамичный стиль вождения. Естественно, в России эта продукция также пользуется популярностью. Вполне понятно, что эксплуатация машины с большей динамикой торможения приводит к более активному износу других компонентов».
Каков итог?
Если есть желание заняться автоспортом даже на любительском уровне — тут, как говорится, сам бог велел. Без усиленной тормозной системы успехов на треке не видать. Если в наличии имеется мощный подержанный автомобиль или есть необходимость форсировать двигатель, то полный тюнинг тормозной системы — крайне желательное действие. Однако, как и в любом деле, нужно знать меру и понимать, для каких условий и показателей этот самый тюнинг необходим. Для «гражданских» условий это, прежде всего, безопасность, а потому увлекаться мощными системами эксперты не рекомендуют.
Ну а что касается предложений на рынке, то на сегодня их достаточное количество, чтобы охватить все ценовые категории. Так что при грамотном подходе можно заметно повысить эффективность одной из важнейших систем автомобиля, потратив на это не самые большие деньги.
Тюнинг тормозов автомобиля с точки зрения безопасности и эффективности
Современный ритм жизни требует от человечества постоянного ускорения. Это значительно отражается на технологической эволюции транспортных средств. Производители выпускают машины с усовершенствованными мощными двигателями, что требует улучшения и модернизации тормозной системы машины. Это главный агрегат, который отвечает за безопасность на дороге.
Тюнинг тормозов поможет сделать вашу езду более безопасной, а ваш тормозной путь более коротким
На сегодня для автомобилистов важнейшим вопросом в модернизации своего транспортного средства является тюнинг тормозной системы. Этот аспект интересует как водителей транспортных средств с форсированными двигателями, так и владельцев обычных машин, которые склонны к скоростной езде. Рассмотрим в данной статье, как осуществить тюнинг тормозов, чтобы получить максимально положительный результат.
Особенности выбора тормозных агрегатов для тюнинга тормозной системы автомобиля
Тюнинг тормозов применяется автомобилистами для уменьшения тормозного пути транспортного средства, а также более эффективного торможения при езде на высоких скоростях. Перед тем как приступить к модернизации, важно понимать, что детали, которые необходимо приобрести имеют высокую ценовую категорию. Чтобы получить отличный результат, надо поставить на автомобиль новые усовершенствованные современные детали.
За эффективность тормозов автомобиля отвечают такие составляющие, как тормозные диски и суппорта, шланги и колодки. Для того чтобы провести полный тюнинг тормозов, желательна одновременная замена всех деталей системы. Рассмотрим более подробно, на что необходимо обращать внимание при выборе элементов тормозной системы транспортного средства.
Тормозные диски и суппорта
Главная деталь тормозной системы автомобиля — это диски. С технологической точки зрение торможение — это преобразование механического действия в тепловую энергию за счёт трения, которое характеризуется высокими температурными показателями. В основном диски изготавливаются из чугуна, который стойкий к высоким температурам, имеет высокую твёрдость, что обеспечивает защиту от деформаций и гарантирует длительный срок эксплуатации деталей. А также на качество отвода тепловой энергии влияют конструктивные особенности дисков.
Тюнинговые тормозные диски бывают разных видов:
- Вентилируемые, которые внешне напоминают два склеенных между собой диска. Такая конструкция позволяет проходить воздуху между дисками, что увеличивает скорость охлаждения детали. Отличаются высокой прочностью.
- Перфорированные диски имеют поперечные прорези. Не очень хорошо себя зарекомендовали, так как на них часто появляются трещины и надломы возле просверлённых отверстий.
- Диски с насечками пользуются широким спросом автолюбителей. Хорошо самоочищаются от грязи и нагара за счёт конструктивных особенностей. Однако они более шумные при торможении.
Современные диски изготавливаются из износостойкой керамики или карбона. Детали, которые производятся по таким технологиям, отличаются высоким уровнем отвода тепловой энергии и сроком службы, однако, себестоимость товара имеет высокий ценовой порог. Если вы владелец спортивного автомобиля, тогда самым практичным решением будет выбрать карбоновые изделия, они отличаются стойкостью к высоким температурам. Для обычных автомобилей специалисты советуют их не покупать, так как для эффективного торможения им надо хорошо прогреться. Для владельцев стандартных транспортных средств более подходящим вариантом будут диски из керамики. Они имеют небольшой вес и справляются со своими задачами при разных температурных условиях.
Следующими характеристиками, на которые необходимо обратить внимание является наружный диаметр диска и его толщина. Диски большого размера лучше справляются с теплоотводом энергии, которая образовывается при торможении. Однако при выборе изделий большого диаметра надо учитывать тот факт, что параллельно необходимо будет покупать колёса большего размера, новый защитный кожух и суппорт, под который, возможно, необходимо будет переделать крепления. А также изменение размера диска может повлечь за собой переделку крепёжных элементов под него, что требует вмешательства профессионалов. Если у вас нет такой возможности, самым правильным решением будет выбрать диски среднего размера. Предварительно надо измерить расстояние между крепежами. Важно, чтобы сошлись расстояния между болтами на старом и новом диске, тогда не понадобятся сложные переделки. А также при выборе запчасти, важно обратить внимание на её толщину. Тонкие тормозные диски склонны к деформированию от высоких температур, что повлечёт за собой биение руля во время торможения.
Определившись с выбором дисков, важно вместе с ними покупать и предназначенные для них суппорта. Тюнинговые суппорта изготавливаются из алюминия и имеют вместо одного несколько поршней. Многопоршневые суппорта равномерно распределяют давление по тормозному диску, что значительно уменьшает тормозной путь автомобиля и эффективность торможения. Алюминиевый сплав значительно легче чугуна, что положительно влияет на подвеску транспортного средства.
Тормозные шланги
Практически все тормозные системы машин оснащены обычными резиновыми шлангами. При резком торможении транспортного средства в шланг под большим давлением попадает тормозная жидкость, что способствует его раздутию. Соответственно снижается качество прижатия тормозных колодок к дискам и возрастает тормозной путь. Тюнинг тормозной системы транспортного средства предусматривает замену обычных тормозных шлангов на армированные изделия. В этом случае, благодаря наружному стальному покрытию, шланг, как и прежде, имеет эластичность, но он защищён от раздувания во время торможения.
Важно также подобрать шланг идентичный по длине тому, который стоял изначально. Короткий шланг может порваться при работе подвески, более длинный будет сопутствовать увеличению тормозного пути транспортного средства.
Благодаря замене шлангов, тормоза становятся предсказуемыми и педаль тормоза чётче начинает работать. Замена шлангов возможна в домашних условиях, не требует обращения к специалистам.
Тормозные колодки
Тюнинг тормозной системы автомобиля не может быть полным без замены обычных тормозных колодок на специальные, которые характеризуются более высоким коэффициентом трения. Однако необходимо учитывать тот факт, что колодки, которые предназначены для более мощных транспортных средств начинают эффективно работать только при нагревании до определённой температуры. Существуют специальные колодки, которые изготавливаются из более мягкого материала, по сравнению с обычными колодками и не требуют очень высоких температурных режимов для корректной работы. Важно сопоставить перед покупкой параметры товара и свой стиль вождения, чтобы найти компромиссное решение вопроса.
Варианты модернизации тормозной системы
После приобретения всех необходимых агрегатов необходимо перейти к замене штатных тормозных изделий на тюнинговые. И на этом этапе работы возникают проблемные моменты. Тормозные диски могут не подойти по крепёжным отверстиям или новые суппорта по штатным посадочным местам.
Чтобы не столкнуться с такими проблемами при монтаже деталей, можно при выборе изделий обратить внимание на специальные тюнинговые комплекты, которые сейчас продаются для большинства марок и моделей автомобилей.
С установкой специальных комплектов не возникает абсолютно никаких вопросов, все штатные крепёжные элементы полностью совпадают с крепежами тюнинговых деталей. С заменой деталей можно справиться самостоятельно без помощи специалистов. Однако комплекты в основном имеют тормозной диск аналогичный по размерам штатному или немного больше предыдущего. Раньше было оговорено, что диаметр тормозного диска пропорционально влияет на длину тормозного пути транспортного средства. Модернизация тормозов с помощью тюнинговых комплектов значительно повысит эффективность тормозов. Если вы желаете максимально переделать и усовершенствовать тормоза, вы можете воспользоваться более сложными вариантами тюнинга, которые требуют некоторых переделок.
Первый способ предусматривает замену штатных дисков на изделия большего размера. Соответственно, чтобы установить их на машину, необходимо просверлить в ступицах дополнительные отверстия, которые будут совпадать с крепёжными элементами тюнинговых деталей. А также может потребоваться изготовление переходных пластин для установки суппортов над дисками большего размера. Монтаж дисков большего размера повлечёт за собой покупку колёс большего размера и ширины.
Второй способ тюнинга заключается в замене штатного изделия на вентилируемый диск или диск с насечками аналогичного размера. В этом случае не потребуется покупка нового комплекта резины для транспортного средства. Увеличить эффективность тормозов можно с помощью установки дополнительного суппорта на каждый диск транспортного средства. В этом случае важно изготовить надёжные крепления для взаимодополняющих суппортов. Такой тюнинг увеличивает эффективность торможения примерно в два раза.
Выбор способа тюнинга зависит от ваших предпочтений и финансовых возможностей. Первый способ более затратный в денежном плане, второй вариант будет экономнее, однако, зависит от оснащённости вашей мастерской и ваших возможностей.
И ещё один важный момент. Новые модели автомобилей оснащены с завода штатными дисковыми тормозами на передних и задних колёсах. Если у вас автомобиль старого образца, необходимо будет заменить барабанные задние тормоза на современные дисковые. В этом случае потребуются серьёзные переделки ступиц колёс и приспособлений для монтажа суппортов. Если у вас есть техническая возможность, то вы можете переделать крепежи самостоятельно, в ином случае, при отсутствии необходимых инструментов, лучше обратиться за помощью к профессионалам.
Важные рекомендации
- Прежде чем приступить к работе помните, что неудачный тюнинг обвесов автомобиля или его салона впоследствии отразится только на его внешнем виде. Неудачно тюнингованные тормозные системы могут стоить вам жизни.
- Тормозная система непосредственно отвечает за безопасность автомобиля на дороге. Законодательством запрещены изменения в тормозной системе транспортного средства. Потому перед тем как тюнинговать тормоза, подумайте о том, каким образом вы будете проходить регулярные технические осмотры.
- Модернизация тормозной системы очень дорогостоящее удовольствие. Полный тюнинг необходим для гоночных и спортивных автомобилей. Для обычных транспортных средств чаще всего достаточно замены тормозных элементов на специальные тюнинговые комплекты, которые более просты в установке и максимально эффективны в использовании.
- Если всё же вы решились на модернизацию, выбирайте только товары от известных производителей, которые прошли сертификацию.
Выводы
Осуществить модернизацию тормозной системы транспортного средства можно разными способами. Можно установить специальные тюнинговое тормозные комплекты или же кардинально изменить систему тормозов, увеличив размер дисков. Здесь всё зависит от ваших пожеланий и финансовых возможностей. Главное, будьте предельно внимательными и осторожными, проконсультируйтесь у специалистов. Тормозная система автомобиля — это залог вашей безопасности на дороге.
Улучшаем тормоза: часть 2 — практика
На прошлой неделе я писал о недостатках тормозной системы с теоретической стороны. Вы узнали, среди прочего, что сами тормоза не всегда виноваты в плохом торможении, и что их 100% эффективность является основой правильной работы. И сегодня будет об этом.
Основные проблемы тормозной системы я разделю на четыре группы:
- низкая эффективность торможения,
- устойчивость к низким температурам,
- вибрация,
- тянет при торможении
Как правило, автомобиль оборудован дисковыми тормозами и АБС противоскользящая системачто относится к подавляющему большинству автомобилей.
Низкая эффективность торможения
Признаков низкой эффективности торможения может быть два и один зависит от другого, и на их основе может быть выбран конкретный дефект или недостатки конструкции тормозная система. Очевидным симптомом является увеличение тормозного пути, но еще одним является то, что при торможении требуется слишком сильное нажатие на педаль тормоза. Оба не всегда имеют одинаковые причины, и симптомы очень разные.
Когда педаль тормоза реагирует нормально, а машина тормозит плохо, нужно скорее искать тягу и, как я упоминал на прошлой неделе, стоит взглянуть на шины, установленные на автомобиле.
На это должно указывать частое включение системы АБС, что проявляется пульсацией педали тормоза и характерным хрустом. Когда АБС срабатывает рано, почти наверняка виноваты шины — плохое состояние или качество.
Плохая работа тормозов также означает низкое трение между тормозами. блоки и щит. После исключения шин как причины проблем лучше всего проверить эти элементы. Их ношение является основным симптомом и здесь не о чем писать. Однако может ли толстая колодка и диск плохо тормозить? Конечно, и тому есть несколько причин.
Один из них слишком тонкий, но еще не изношенный тормозной диск. Чем меньше толщина диска, тем хуже по отношению к нему расположены колодки и зачастую они тормозят не всей своей поверхностью.
Кроме того, высокий износ диска проявляется наличием канавок на его рабочей поверхности, что в свою очередь ухудшает трение. Даже если блок хорошо сцепляется с диском, он все равно работает не со всей его поверхностью, а только с фрагментами. К сожалению, блок, в отличие от диска, не способен создать идентичную поверхность с канавками.
Тормозные колодки, несмотря на соответствующую толщину, тоже могут плохо тормозить, если перед этим были перегреты.. При этом на рабочей поверхности образуется твердая кристаллическая корка со скользкой поверхностью, которая не позволяет эффективно тормозить, а что еще хуже, еще больше перегревает всю колодку и диск.
Они являются еще одной причиной колодки не подходят к диску. Правильно подобранные диски и колодки часто продаются комплектами и идут от одного производителя. Это не то же самое, что наборы Allegro, выбранные продавцами запчастей. Оригинальные продукты лучше всего подходят, но они, как известно, дороги. Однако такие именитые фирмы, как TRW, Bosch или Brembo, часто комплектуют правильно подобранными комплектами.
Я опускаю общее низкое качество деталей, что обычно приводит к увеличению тормозного пути и более быстрому износу дисков и колодок. Вне зависимости от марки и модели, колодки хорошего качества стоят от 100 злотых за комплект на переднюю ось, а диски дешевле 100-120 злотых за штуку. они мало чего стоят.
Другой причиной увеличения тормозного пути может быть загрязнение тормозной жидкости или воздуха в системе. Любая жидкость, кроме тормозной, в системе, даже в самом малом количестве, всегда будет влиять на качество торможения. Это относится и к воздуху. И это не обязательно должен быть типичный симптом воздуха, проявляющийся необходимостью несколько раз нажать на тормоз при торможении.
Небольшого загрязнения достаточно, чтобы жидкость не передала полное усилие от насоса на поршни тормозного суппорта. Это будет проявляться во все более глубоком проседании тормозов с течением времени и будет наиболее заметно при длительном и интенсивном торможении с более высоких скоростей.
Аналогичный симптом появляется при негерметичный главный цилиндр или поршень суппорта. Утечки в поршне насоса вызовут небольшой обратный поток жидкости в резервуар. Иногда насосы, проработавшие долгое время, имеют внутреннюю поверхность, покрытую грязью, и новое уплотнение поршня может оказаться бесполезным.
С другой стороны, течь на поршне суппорта будет проявляться небольшой потерей тормозной жидкости. Если не насос или суппорт, тормозные шланги могут действовать как воздушный шар по мере старения, и вместо того, чтобы передавать давление жидкости на суппорт, они будут расширяться, пока, наконец, не лопнут.
Другой симптом, как я уже упоминал, может быть большое усилие, необходимое для получения удовлетворительного эффекта торможения. Чаще всего причиной является выход из строя усилителя тормозов, его протечка или отсутствие питания.
Аналогичный симптом появится, если поверхность блока подгорела. После резкого нажатия на тормоз кристаллическая обгоревшая часть может отколоться, и тормоза будут эффективно тормозить. Тем не менее, однажды сгоревшие колодки не будут полностью функциональными, и было бы хорошо их заменить.
Еще одна, вполне банальная причина, о которой знают не все, — это перегрузка автомобиля.. Достаточно посчитать 4 человека в среднем по 60 кг каждый, полный бак топлива (например 50 л) и 50 кг в багажнике, что дает в сумме 250-280 кг лишнего веса по сравнению с незагруженным автомобилем с низкой уровень топлива. Разница в торможении может быть огромной. Не все знают о том, что автомобиль, оснащенный газовой системой, с полным баком весит примерно на 50-60 кг больше, чем без него.
Тормозная жидкость перегревается очень редко, что также проявляется в плохой тормозной мощности. Обычно это относится к очень старым или некачественным тормозным жидкостям в автомобилях, эксплуатируемых в горах, где частое торможение сильно повышает температуру жидкости до такой степени, что она уже не служит своей цели. Основная причина – загрязнение тормозной жидкости.
Устойчивость к низким температурам
Часто за низкой эффективностью тормозов следует низкая устойчивость к высоким температурам, и, что интересно, причины очень похожи. Плохие диски и колодки быстро нагреваютсято же самое относится к исправным, но частично изношенным тормозным дискам. Чем тоньше экран, тем быстрее он нагревается.
Большой вес автомобиля также приводит к нагреву тормозов после каждого торможения. Перегретый тормозной диск станет более мягким и более восприимчивым к перегреву. То же самое относится и к блокам, за исключением того, что блоки обычно твердеют или крошатся.
Причина перегрева тормозов на многих автомобилях захваченные терминалыкоторые не убираются после торможения, из-за чего колодки постоянно трутся о диск. Кроме того, небольшое расстояние или его отсутствие между этими элементами значительно снижает охлаждение, особенно колодок. Постоянное трение колодок о диск также может вызвать эффект сильного торможения в начальной его фазе.
Многие элементы прилипают или трутся. Это может быть плавающий зажим, который не двигается плавно по направляющей. Кроме того, колодка могла оставаться на диске, удерживаемая на месте заклинившим стопорным штифтом, несмотря на то, что поршень суппорта втягивается. Сами поршни тоже заедают, поэтому термин заклинивший суппорт может иметь много обличий. Общая причина просто грязь в суппорте.
Неожиданным фактором перегрева тормозных дисков и колодок могут стать шины очень хорошего качества.особенно оверсайз. Это особенно важно при тюнинге автомобиля. Установка шин с высоким коэффициентом сцепления, особенно шин увеличенного размера, будет лишь временным решением проблемы сцепления, в том числе и при торможении.
Сокращение тормозного пути таким образом приведет к более быстрой утомляемости и часто к перегреву тормозов. Как и в трансмиссии, больше всего всегда страдает самое слабое звено в цепи, которым в данном случае могут быть диски и колодки.
Наконец, еще несколько замечаний. Дело в том, что диски меняются намного реже, чем колодки. Это используется по экономическим и практическим причинам, потому что диск обычно все еще полностью работоспособен после одного комплекта колодок.
Часто то же самое можно сказать о двух и трех наборах блоков. Однако это не совсем так. Не только толщина или внешний вид поверхности определяют, находится ли лезвие в хорошем рабочем состоянии, но измерение его толщины и оценка внешнего вида — единственный объективный способ проверки. Между тем, даже после одного комплекта колодок диск уже может быть настолько перегрет, что, несмотря на необходимую толщину, изменится структура материала, из которого он изготовлен, и диск уже не будет полностью работоспособным и устойчивым к температуре.
Так что если хотите иметь «тормоза как бритва» стоит менять диски чуть чаще, чем предлагает механик. Утверждение: «пройдет еще один комплект» в принципе должно подтолкнуть вас к замене диска на новый.
Он все еще там вопрос о прокатных щитах. К сожалению, я удивлен, что сегодня еще кто-то рекомендует такие операции. Токарная обработка использовалась во времена, когда запасные части были труднодоступными и должны были служить как можно дольше.
Сегодня перекатывание щита — это просто вырезание… ну вы знаете что. Если диск имеет неровную поверхность, замените его на более качественный и проделайте то же самое с колодками. Поворот лезвия не дает никакой гарантии, что его поверхность будет такой, какой она должна быть.
Лезвие может сильно вибрировать, а также может иметь тенденцию к перегреву. Конечно, прокатка экономически оправдана, если автомобиль используется мало, эпизодически или его стоимость не превышает цены приличного комплекта тормозов.
виброфон
Вибрация тормозных дисков чаще всего является следствием их сильного нагрева и быстрого охлаждения, по крайней мере, так говорит теория. Между тем на практике достаточно один раз перегреть убогий щит, чтобы он погнулся без контакта с упомянутой в теории лужей.
Чаще всего причиной такой ситуации является плохое качество тормозного диска и/или его пресловутый перегрев. Конечно, это относится только к вибрациям, вызванным температурой, но это не единственная причина.
Лезвия могут вибрировать при неправильной установке. Их меняют реже, чем колодки, и в то же время это вроде бы простая операция, поэтому ей не уделяется должного внимания. Однако для правильной установки диска поверхность ступицы колеса, к которой должен прилегать диск, должна быть тщательно очищена. Только когда поверхность станет гладкой, можно надевать диск. Размещение диска на неровной поверхности ступицы может сначала вызвать небольшую вибрацию, которая со временем будет усиливаться.
Тормоза не всегда виноваты в вибрации руля или весь автомобиль при торможении. Это может быть вызвано разболтанностью рулевого управления (особенно рулевого механизма), разболтанностью подвески, а также износом амортизаторов.
Сильно изношенные передние амортизаторы могут создавать большую вибрацию, чем сильно изогнутые тормозные диски. Редким явлением является искривление ступицы колеса. Тогда дотошная очистка его поверхности перед монтажом щита будет бесполезна.
Тянет при торможении
Иногда проблема с тормозами в том, что тормоза работают хаотично. Машину тянет в сторону при торможении на дороге, а тест на роликах диагностической станции проблем не показывает. Вытягивание может быть вызвано многими факторами, не обязательно связанными с система торможения.
Распространенной причиной такого положения дел является один из хомутов заедает, который либо плохо работает, либо не втягивает колодку, реагирует гораздо быстрее, чем суппорт на другом колесе. При заклинивании одного из суппортов происходит неравномерный износ колодок и диска, а следовательно, может возникнуть ситуация, когда на одном колесе износились колодки, а на другом они еще полностью работоспособны. Один из тормозных шлангов также может быть засорен примесями в тормозной жидкости или небольшим количеством воздуха в одном из контуров.
Тяга при торможении возникает и по причинам, не связанным с тормозами. Достаточно того, что в одном из колес стало меньше воздуха или в машине неправильно выставлена геометрия рулевого управления. Кроме того, большой люфт в подвеске или на рулевом механизме может вызвать рывок.
Неравномерная загрузка автомобиля — фактор, редко влияющий на работу тормозов, но о нем тоже стоит помнить. Автомобили, оснащенные ABS с EBD, т.е. системой распределения тормозного усилия на каждое колесо, могут не проявлять характерную тягу при нормальной эксплуатации, а только при резком и сильном торможении с высокой скорости.
Суммирование
Что делать, как эксплуатировать и обслуживать автомобиль, чтобы всегда наслаждаться исправной и исправной тормозной системой? Следующие советы могут показаться преувеличенными, и не всем из них нужно следовать:
- Каждые 10 км проверяйте состояние тормозных колодок,
- Заменяйте тормозные колодки только от известных производителей — экономия 50 злотых на комплекте — игра, которая не стоит свеч,
- Замена тормозных дисков только проверенных производителей — они будут более устойчивы к температуре и скручиванию,
- Лучше всего покупать наборы производитель — тормозные колодки, предназначенные для конкретных дисков,
- Проверяйте состояние тормозных дисков при каждой замене тормозных колодок.,
- Точно почистить тормозные суппорта и проверьте их работу перед установкой новых колодок,
- Неравномерный или подозрительный износ колодок чаще всего является признаком какой-либо неисправности тормозного суппорта,
- Замените тормозные диски, когда вы знаете, что их достаточно для еще одного комплекта колодок. Диски лучше всего менять каждые 2-3 замены колодок (зависит от машины и расходников),
- Перед установкой диска тщательно очистите поверхность ступицы колеса. (стоит проверить, нет ли биения у ступицы),
- Меняйте тормозную жидкость после каждой замены тормозного диска. (в зависимости от срока службы дисков) и покупать только жидкость хорошего качества, рекомендованную производителем автомобиля,
- Проверяйте состояние тормозных шлангов и тормозной жидкости при каждом обслуживании тормозов.Время от времени на пустой, ровной дороге затормозить с полной силой со скорости 70-80 км/ч для проверки работы тормозов в экстренных ситуациях (посмотрите в зеркало, чтобы увидеть, не преследует ли вас кто-нибудь).
Если соблюдение вышеперечисленных правил и правильное обслуживание тормозов не приносят удовлетворительных результатов, можно только произвести тюнинг тормозной системы. Об этом вы прочтете в следующей части серии.
Источник https://dvizhok.su/parts/tyuning-tormozov-kak,-zachem-i-komu-eto-nado
Источник https://lakkroll.ru/kak-uluchshit-tormoza-avto/
Источник https://avtotachki.com/uluchshaem-tormoza-chast-2-praktika/