Проваливается педаль тормоза, тормозная жидкость не уходит. Ищем причины
Иногда случается так, что педаль тормоза становится мягкой и податливой. Первое и вполне логичное подозрение, которое возникает у автовладельца – течь жидкости. Однако далеко не всегда причиной неэффективной работы тормозной системы выступает её разгерметизация. Что делать, если проваливается педаль тормоза, а тормозная жидкость не уходит?
Воздух в системе
Пожалуй, самая распространённая причина провалов педали тормоза – наличие воздушных пробок. Тормозная жидкость относится к абсолютно несжимаемым средам. Воздух же легко сжимается. И если в тормозной системе образуются газовые пробки, то при нажатии на педаль они просто сжимаются. А усилие от главного тормозного цилиндра передаются на суппорты или рабочие цилиндры лишь частично.
Это явление можно сравнить с попыткой передвинуть какой-либо тяжёлый предмет, воздействуя на него не напрямую, а через мягкую пружину. Пружина будет до определённого момента сжиматься, а предмет двигаться не будет. Так и с завоздушенной тормозной системой: жмёте на педаль – колодки не двигаются.
Причин этому несколько. Самая распространённая – это старая, давно не меняная жидкость. Тормозная жидкость гигроскопична, то есть способна накапливать влагу из воздуха. Когда процент воды в жидкости превышает 3,5% от общего объёма – её необходимо заменить. Так как при нажатии на педаль тормоза она может закипеть, что и приведёт к образованию пробок.
Вторая причина – это микропоры в регуляторе тормозных усилий, сочленениях магистралей или на исполнительных узлах (суппортах и цилиндрах). Вопреки расхожему мнению, такие поры в некоторых случаях способны всасывать воздух из окружающей среды, но не выпускать тормозную жидкость. Что и приводит к замешательству.
Выход из этой ситуации прост: нужно заменить жидкость, если она устарела, или прокачать систему. Для каждого отдельно взятого автомобиля своя методика прокачки тормозов. В основном для этой процедуры нужны два человека. Первый жмёт на педаль, второй открывает поочерёдно штуцеры на цилиндрах (суппортах) и спускает тормозную жидкость, выгоняя газовые пробки из системы. Есть методики прокачки самотёком, в которых напарник не нужен.
Вышел из строя главный тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр, если откинуть систему клапанов и деление на контуры, работает по принципу обычного гидрообъемного привода. Примерно как шприц. Давим на шток – поршень толкает жидкость и подаёт её под давлением в систему. Если манжеты поршня износились, то жидкость будет протекать в полость за ним. А это как раз и приведёт к проваливающейся педали и почти отсутствующим тормозам. При этом жидкость в бачке будет оставаться на месте.
Выход из этой ситуации только один: ремонт или замена тормозного цилиндра. Ремонт этого элемента системы сейчас практикуется очень редко и доступен не для всех авто. К тому же ремкоплекты из набора манжет не всегда решают проблему. Иногда коррозией повреждаются поверхность цилиндра, что исключает возможность ремонта.
Критически износ деталей системы
Ещё одной причиной проваливающейся педали тормоза может быть критический износ колодок, барабанов и дисков. Дело в том, что суппорты и тормозные цилиндры обладают ограниченным ходом поршня. И при износе колодок и цилиндров для создания контактного давления между колодкой и диском (барабаном) поршням приходится выдвигаться всё дальше. А это требует все большего объёма жидкости.
После отпускания педали поршни частично возвращаются в исходное положение. И чтобы с первого раза заставить их выдвинуться на увеличившееся расстояние, надавить на колодки и прижать их с усилием к барабану или диску, одного нажатия педали бывает недостаточно. Объёма главного тормозного цилиндра попросту не хватает, чтобы полностью заполнить систему и привести её в рабочее состояние. Педаль с первого нажатия мягка. Но если нажать второй или третий раз – она, вероятнее всего, станет упругой, и тормоза сработают нормально.
В этом случае нужно проверить состояние исполнительных элементов и заменить их, если обнаружится критический износ.
Также часто причиной проваливающейся педали выступают задние тормозные колодки. На многих авто нет механизма их автоматического подвода по мере износа. И расстояние между колодками и барабаном регулируется за счёт подтяжки тросов стояночного тормоза или подведения эксцентриков. А в свободном состоянии колодки возвращаются в исходное положение пружиной.
И получается, что колодки изношены, барабаны тоже. Расстояние между этими элементами становится недопустимо большим. И чтобы преодолеть это расстояние, до соприкосновения колодок с рабочей поверхностью барабанов, потребуется закачать в систему немало жидкости. Одно нажатие педали тормоза физически не позволит это сделать. И возникает ощущение холостого хода педали, её провала.
Выход здесь один: подвести задние колодки. При этом нужно обязательно оценить степень выработки. На некоторых моделях авто случается такая оказия: колодки и барабаны настолько вырабатываются, что поршни цилиндров попросту вываливаются от чрезмерного выдвижения. А это вызовет резкий и полный отказ тормозной системы.
Почему проваливается педаль тормоза: выясняем причины и устраняем неисправности
Исправная, нормально работающая тормозная система является важным элементом безопасности и даже гарантией жизни водителя и остальных участников движения. Если у вашего автомобиля проваливается педаль тормоза – это сигнал об опасности. Значит, нужно проверить всю тормозную систему, выяснить, почему проваливается педаль тормоза.
Как устроена тормозная система
Чтобы понять, почему педаль тормоза иногда проваливается, необходимо разобраться в общем принципе работы, а также устройстве тормозной системы. Она обычно бывает гидравлической, а проблемы для разных моделей авто являются общими. Принцип действия системы базируется на том, что специальная несжимаемая жидкость помещена в замкнутый объем.
Гидравлические тормоза включают в себя такие элементы:
- ГТЦ (главный тормозной цилиндр);
- РТЦ (рабочие тормозные цилиндры);
- гидравлические магистрали;
- компенсаторное устройство;
- тормозные диски, колодки.
Рабочей жидкостью здесь, в соответствии с названием, является тормозная, имеющая определенные свойства. Водитель нажимает на тормоз, его усилие передается в ГТЦ, заполненный рабочей жидкостью. Дело в том, что устройство этого элемента содержит поршень, – он давит на жидкость, и по ней усилие передается на РТЦ. Последние установлены в области размещения колес. Таким образом, колодки прижимаются к тормозным дискам/барабанам. Резкое давление на педаль приводит к тому, что колодки жестко блокируют колеса.
Далее водитель отпускает ногу, возвратные пружины разводят колодки обратно. Одновременно жидкость вытесняется в ГТЦ. Этот короткий перечень представляет собой всю схему действия данной системы.
Каковы основные причины того, что педаль тормоза проваливается?
Теперь перейдем к главному вопросу о том, почему проваливается педаль тормоза. Сама система, напомним, является замкнутой, а находящая внутри жидкость – несжимаемой. За счет этих свойств усилие от педали поступает к колодкам. Те прижимаются к тормозному диску, благодаря чему автомобиль замедляется, останавливается. При неполадках за нажатием не следует торможение: жидкость под давлением покидает систему либо ее место занимает воздух из-за отсутствия герметичности. Оба варианта препятствуют нормальному функционированию тормозной системы, а значит, на таком автомобиле ездить нельзя.
Остановимся подробнее на причинах провала педали тормоза:
Тормозная жидкость.
Причиной того, почему проваливается педаль тормоза, может стать качество тормозной жидкости и смешивание ее с конденсатом. Последний – это не что иное, как вода, которая является сжимаемой. Из-за нее меняются характеристики тормозной жидкости, поэтому вы чувствуете, как нога проваливается при торможении.
Постепенно накапливая конденсат, тормозная жидкость (ТЖ) меняет цвет, становится более темной. Чтобы определить содержание воды в ТЖ, можно использовать специализированные приборы. Согласно нормам техобслуживания большинства автомобилей, данная рабочая жидкость должна заменяться через каждые 40 000 км пробега либо каждые 4 года.
Элементы тормозной системы со временем приходят в негодность из-за контакта с тормозной жидкостью, если та не отвечает всем предъявляемым нормам. Появляются такие признаки: утечка жидкости, провал педали, а если ее отпустить, то подсос воздуха.
Если педаль тормоза проваливается, проверьте, сколько тормозной жидкости находится в системе на данный момент и нет ли утечек по гидравлическому контуру системы. Чаще всего течи обнаруживаются в области резьбовых соединений тормозных шлангов и трубок между собой либо с суппортом. Тогда выходом из ситуации станет протяжка соединения. Еще одной причиной течи может стать повреждение трубки или шланга – в этом случае нужно заменить деталь.
Воздух в гидросистеме.
Попадание воздуха негативно отражается на качестве тормозной жидкости, вызывает завоздушивание тормозных магистралей. Образующиеся пробки сжимаются под давлением, и педаль проваливается. Тормозные колодки мало смещаются, автомобиль не замедляет ход, поскольку отсутствует давление, способное привести в движение поршень. Даже если водитель выжмет педаль в пол, он не добьется желаемого эффекта. Устраните эту неполадку прокачкой.
Но воздух появляется в системе не только из-за механических дефектов. Нередко завоздушивание – это последствие ошибок при прокачке после смены тормозной жидкости. В любом случае, вы ощутите, что ваша нога проваливается при попытке затормозить.
Неисправность главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
При отсутствии утечек тормозной жидкости признаком возможного выхода из строя узла ГТЦ может послужить факт, что педаль проваливается, и лишь после второго или третьего качка становится устойчивой.
Чаще всего причиной такого поведения системы становится изнашивание уплотнителей из резины. Поводов для этого немало: от химически активного состава некачественной тормозной жидкости до естественного износа резиновых элементов. Отсутствие необходимой плотности у детали способствует появлению щелей в системе. Через них легко просачивается воздух, вытекает ТЖ.
Справиться с этой неполадкой и тем, что педаль проваливается, кажется просто: достаточно поставить новые резиновые уплотнители. Но в этой работе не обойтись без навыков и запаса терпения: придется сменить все резиночки, сальники и тормозную жидкость. Обязательно прокачайте систему, чтобы избавиться от воздуха, иначе снова заметите, как ваша нога проваливается при торможении.
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ).
При проблемах с данным узлом во время торможения появляется специфический звук, сродни шипению, что говорит о разгерметизации в вакуумном усилителе. При этом педаль не обязательно проваливается. Возникает такая неполадка из-за нарушений в работе клапана, диафрагмы, уплотнителей ВУТ.
В этом случае, как и в большинстве остальных, придется заменить элементы, пришедшие в негодность. Мы уже говорили о причинах, которые вызывают выход из строя резиновых уплотнителей и сальников – эти неполадки приводят к неправильному функционированию ВУТ. Помимо прочего, подводят патрубки, трескается диафрагма узла.
Нарушение зазоров в тормозной системе.
Слишком большие зазоры между ГТЦ и педалью приводят к тому, что последняя проваливается, а автомобиль тормозит хуже, чем прежде. В идеале после нажатия водитель ощущает плавное движение ноги, потом нарастает сопротивление. При увеличенном зазоре можно ощутить, что нога резко проваливается при нажатии на педаль, и лишь в конце возникает сопротивление, правда, оно есть не всегда. О стабильном торможении здесь нет и речи.
Прокачка педали тормоза после установки новых колодок.
Это делают сразу после окончания работ по замене колодок – новые отличаются от старых и стертых гораздо большей высотой фрикционного материала, поэтому чтобы их установить, нужно утапливать поршень суппорта. Последний сможет прижать колодку к диску, если прокачать педаль – в процессе она несколько раз проваливается и приобретает жесткость.
Почему педаль тормоза проваливается после прокачки?
Нередко после обслуживания системы, например, замены тормозной жидкости, колодок, дисков, барабанов проваливается педаль тормоза. Какова причина подобных изменений?
Сбои могут наблюдаться некоторое время после замены колодок, дисков или жидкости и прокачки системы. Будьте готовы, что педаль начнет проваливаться, и не пытайтесь сразу эксплуатировать автомобиль в прежнем режиме. Дайте время притереться новым тормозным дискам и колодкам – пока это не произойдет, машина будет дергаться после нажатия на педаль, которая даже может вибрировать, что будет передаваться на рулевое колесо. На общую притирку новых колодок и дисков требуется 250–400 км пробега. Если симптомы сохранились и после этого, рекомендуется убедиться в качестве монтажа, а также самих элементов.
Нередко причиной того, что проваливается педаль тормоза, является поврежденный или поведенный тормозной суппорт. Его вертикальная ось смещается по отношению к оси тормозного диска, поэтому система лишается возможности нормально функционировать. Либо исправный суппорт может быть плохо закреплен, из-за чего тормозные колодки точно не смогут должным образом притереться к диску.
Из-за проблем с суппортом новая колодка не может прижаться к диску всей площадью антифрикционной накладки, поэтому последние быстро изнашиваются, а работа тормозов не может удовлетворить владельца авто. В таком случае педаль при нажатии медленно уходит все ниже и ниже. Вот почему во время замены колодок важно отслеживать состояние суппорта, его отношение по оси к диску. Это является обязательным правилом, когда меняются одни лишь колодки, колодки и диски либо одновременно эти элементы и суппорт.
Почему педаль тормоза проваливается при заведенном двигателе?
Чаще всего педаль тормоза проваливается в заведенном автомобиле по таким причинам:
- неисправен главный тормозной цилиндр;
- залито мало тормозной жидкости или она имеет низкое качество;
- диски или колодки находятся в изношенном состоянии;
- тормоза нагреты до слишком большой температуры и пр.
Если педаль не проваливается, но после запуска кажется тугой, а автомобиль плохо тормозит, убедитесь в исправности ВУТ. Есть и другие признаки проблем с этим узлом:
- обороты мотора плавают при нажатии на тормоз, хотя жидкость остается в бачке тормозной системы;
- на заглушенном моторе педаль всегда упругая, а не после нескольких нажатий.
Вакуумный усилитель тормозов призван снижать прилагаемое усилие водителя на соответствующую педаль во время торможения. Нередко проблемы возникают из-за повреждения вакуумной диафрагмы усилителя. Помните, что данный механизм действует только в заведенном авто.
Дефекты или износ диафрагмы мешают разрежению в камере усилителя, поэтому тормоз при нажатии кажется очень жестким после запуска двигателя. Убедиться в этом можно, просто нажав на тормоз при выключенном ДВС: спустя 2-3 качка ваша нога должна ощутить упругость, после чего следует запуск мотора. Если педаль не становится мягче, требуется проверить вакуумный усилитель.
Почему педаль тормоза проваливается при торможении и что делать?
У вашего автомобиля неожиданно появились проблемы с тормозами? Не нужно впадать в панику. Есть специальные приемы, благодаря которым вы постепенно сбросите скорость и остановите автомобиль даже в этом случае. Самым полезным инструментом в этом случае является стояночный тормоз, или «ручник».
Он может замедлить и остановить машину, если она ехала со скоростью в пределах 20–40 км/ч. Но если у вас маленький водительский опыт, не нужно резко поднимать «ручник» на средней и высокой скорости, особенно, когда движетесь по мокрой, обледенелой или заснеженной дороге. Вашу машину может занести, раскрутить, выбросить с дороги, вынести на встречную полосу, пр.
Оставить комментарий
Добрый день! У меня такая проблема, проваливается педаль тормоза. Мастера грешат на ГТЦ, но после замены ничего не получилось. Что делать?
Здравствуйте. У меня такая же проблема как и у вас. Хотел бы я узнать решилась проблема или нет. Если да, то как?
Почему педаль тормоза проваливается в пол при нажатии?
Педаль провалилась при попытке затормозить — чрезвычайно неприятное чувство неуверенности, а то и страха. Главное не впасть в панику. Следует замедлить ход машины. Кроме основной тормозной системы у водителя в запасе тяговый агрегат и ручник. Действия будут правильные, если понимать работу системы но лучше такой ситуации не допускать.
Устройство жидкостной двухконтурной системы
Двухконтурная жидкостная система торможения наиболее популярна на легковых автомобилях. Ее работу мы и рассматриваем в этой статье.
Система предназначена для замедления вращения колес, вплоть до полной остановки автомобиля. Действие тормозов приводит к возникновению тормозящих сил в месте контакта колеса с дорогой. Они направлены в сторону противоположную движения транспорта.
Основные компоненты устройства
- Бачок тормозной жидкости.
- Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
- Трубопроводы переднего и заднего контуров.
- Рабочие цилиндры передних и задних тормозов (РТЦ).
- Суппорты передних и задних колес.
- Передние и задние тормозные колодки, диски и барабаны.
- Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ).
- Регулятор давления.
Принцип действия гидравлических тормозов
Тормозная жидкость (ТЖ) заливается в прозрачный расходный бачок, имеющий отметки MIN и MAX. Аварийное падение уровня контролируется датчиком-поплавком и при критическом падении уровня он замыкает контакт, и на табло приборов загорается аварийная лампочка.
ТЖ из бачка заполняет весь объем гидропривода. Находящийся в ней воздух вытесняется наружу через специальные прокачки. Они расположены на тормозных цилиндрах — конечных точках системы.
Торможение происходит при нажатии и усиливается вакуумным усилителем тормозов (ВУТ). Поршни главного тормозного цилиндра (ГТЦ) вытесняют несжимаемую жидкость. Последняя, в свою очередь, воздействует на поршни рабочих цилиндров. Они, как и поршни ГТЦ, уплотнены резиновыми манжетами.
Перемещаясь под давлением, поршни прижимают колодки к дискам и барабанам. Происходит затормаживание колес.
Несжимаемость тормозной жидкости обеспечивает малое время срабатывания, корректное распределение тормозного усилия по колесам. Одним из основных недостатков простой и надежной системы является ее выход из строя при локальной неисправности гидропривода. Например, если заклинила одна из колодок, то именно это колесо будет постоянно притормаживать. Но если разгерметизировался трубопровод отдельного колеса, снизится эффективность торможения всех колес, вплоть до полного отказа всех тормозов.
Почему тормоза проваливаются
Глобальных гидравлических причин провала педали две:
- Наличие воздуха в полостях системы.
- Утечка тормозной жидкости.
В том и другом случае происходит снижение эффективности торможения. Конкретизируем причины.
Попадание воздуха в контур
При завоздушивании системы образуются воздушные пробки. При нажатии на педаль энергия перемещения поршней ГТЦ расходуется на сжатие воздуха. Для этого нужно небольшое усилие, и нога легко уходит вперед. Колодки слабо воздействуют на диск. Второй, третий качки могут несколько повысить усилие, но эксплуатировать автомобиль в таком состоянии нельзя. Необходимо до конца прокачать полости.
Неисправность обычно возникает в следующих случаях:
- Проведен качественный ремонт, однако тормоза провалились и после прокачки, значит система прокачана недостаточно и следует повторить операцию. Особое внимание нужно уделить прокачке того колеса, на котором вскрывались гидравлические компоненты. Прокачку системы необходимо выполнять, используя руководство завода изготовителя, так как инструкции различаются в зависимости от автомобиля.
- Упал уровень жидкости и в ГТЦ попал воздух. Возможно, что датчик вышел из строя и водитель не уследил за уменьшением количества жидкости. Причиной естественного снижения уровня является износ колодок. По мере выработки последних поршни в рабочих цилиндрах (РТЦ) все больше выдвигаются, жидкость уходит в полости цилиндров. Если поставить новые колодки уровень снова поднимется. Именно поэтому при замене колодок открывают капот, следят за тормозной жидкостью, а иногда и откачивают ее шприцом, чтобы она не полилась через заливную горловину.
- И еще о колодках. Педаль тормоза проваливается после замены колодок, при первом нажатии. Непосредственно после замены колодки стоят с зазором по отношению к диску, барабану. Поэтому несколько раз нажмите на педаль. Она сначала будет мягкой, но усилие нормализуется, когда детали займут свои места. Торможение станет еще эффективнее после приработки колодок к дискам. Считается, что на притирку требуется 200-400 км.
- Из-за утечки наружу. Езда с «незначительным», по мнению водителя, подтеканием приводит к прониканию воздуха и проблема превращается в комплексную.
Жидкость требует замены в соответствии с регламентом, а также при потемнении, помутнении, изменении запаха и т.д. Ее состав постепенно меняется, в частности добавляется конденсат. Вода, в свою очередь, вызывает коррозию. Механические загрязнения остаются и попадают на сопряженные трущиеся поверхности. Результатом являются ускоренный износ, засорение трубопровода.
Перегрев тормозной жидкости
Если тормозная жидкость регулярно перегревается она может менять химический состав. ТЖ вбирает в себя воду из атмосферы, и точка кипения снижается. Если тормоза перегреты, ТЖ может закипеть. Образуются пузыри, и выжим становится мягким, как и при завоздушивании. Причиной перегрева может стать экстремальное вождение, постоянное торможение на горных спусках, заклинивание деталей суппорта. Способствует перегреву и температура атмосферного воздуха. Для эксплуатации автомобиля в подобных режимах устанавливают вентилируемые диски, а также применяют специальные ТЖ с высокой точкой кипения. Многие жидкости не допускают смешивания. Изменение химического состава может не только изменить температуру кипения, но и разрушить резиновые уплотнения.
Износ деталей гидропривода
Износ деталей — явление неизбежное. В первую очередь требуют замены уплотнения. Внутренние поверхности цилиндров тоже нередко имеют надиры. Новая манжета в таком цилиндре скоро придет в негодность. Цилиндр требует замены в сборе.
В ГТЦ из-за неплотности случается перетекание жидкости в другую полость внутри узла. Уровень при этом остается нормальным, но выжим становится «ватным».
Трубопроводы
Внимания требует состояние трубок, шлангов. Разрыв может произойти мгновенно, и педаль тормоза проваливается в пол при нажатии.
При появлении коррозии, трещин, других дефектов запчасти необходимо заменять, поставить новые уплотнения.
Суппорт
Дефектный, плохо закрепленный тормозной суппорт — тоже причина увеличения хода педали. При замене колодок необходимо контролировать его соосность, подвижность направляющих пальцев. Последние требуют чистки, смазки. Тщательно очищать нужно посадочные пазы колодок.
Редко, но в цилиндрах случаются трещины — скорее всего это бракованная деталь.
Проваливается педаль тормоза, если блок абс неисправен.
На изменение хода педали влияет настройка зазора в системе механического привода между педалью и штоком главного тормозного цилиндра.
Видео: ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ПРОВАЛИВАЕТСЯ ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА? ЗАМЕНА ВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ ТОРМОЗОВ.
Нюанс с вакуумным усилителем
Начинающие водители отмечают, что педаль тормоза проваливается при работающем двигателе, а при заглушенном делается тугой. Так оно и должно быть. При запуске мотора ВУТ включается в работу, помогает водителю, поэтому выжим и становится легче.
В заключении хочется сказать, что стресса на дороге вполне можно избежать, если уделять системе должное внимание, применять качественные запчасти, вовремя проходить ТО у хороших мастеров.
Источник https://avtotachki.com/provalivaetsya-pedal-tormoza-tormoznaya-zhidkost-ne-uhodit-ischem-prichiny/
Источник https://autoservice-ap.ru/blog/pochemu-provalivaetsya-pedal-tormoza/
Источник https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/provalilis-tormoza/