Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане

Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане

Газовые баллоны

Одной из важных деталей автомобильного газового оборудования является баллон ГБО. Его основная функция — обеспечивать безопасность при хранении топлива, а также необходимый запас хода автомобиля. Но в то же время газовый бак ограничивает полезную вместимость и грузоподъёмность транспортного средства. Поэтому, производители выпускают пропановые баллоны разного объема, формы и размеров, что позволяет оптимально подбирать ёмкость под конкретный авто и потребности его владельца.

Виды баллонов для ГБО пропан

Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:

  • тороидальная
  • цилиндрическая.

Разновидности тор баллонов

Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.

Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:

наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.

В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.

Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.

Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.

Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:

  • высота 180-270 мм
  • диаметр 520-720 мм

внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.

Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).

Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).

Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.

Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:

  • высота 180-300 мм
  • диаметр 520-720 мм.

Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.

Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.

Для газового оборудования 5—6 поколения производится отдельный тип баллонов. Их особенностью является горловина, сконструированная специально под арматуру с погружным насосом.

Особенности цилиндрических баков

Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.

Читать статью  Как самостоятельно сделать диагностический шнур для настройки ГБО 4 поколения

Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.

При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.

Способы установки цилиндрического баллона пропан

Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.

Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.

Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:

  • универсальность применения, они с успехом используются как для легкового, так и для коммерческого транспорта
  • более широкая возможность выбора требуемого объема, с целью создания необходимого запаса топлива.

Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.

В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.

Документы на баллон

Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:

  • обозначение бака
  • сведения об изготовителе, дате производства и серийном номере
  • технические характеристики и параметры
  • в соответствии с какими документами был изготовлен бак
  • данные о первичном испытании на прочность

Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:

  • фирменное название или товарный знак
  • серийный номер
  • объём (литраж)
  • размеры
  • вес пустого баллона
  • обозначение типа применяемого топлива «СНГ» (сжиженный нефтяной газ)
  • контрольное давление [кПа]
  • слова: «максимальная степень наполнения: 80%»
  • год и месяц официального утверждения
  • знак официального утверждения (для РФ «E22») с указанием номера утверждения и поправок к правилам, на основании которых оно было выдано
  • обозначение «НАСОС ВНУТРИ» и маркировка, идентифицирующая насос, если насос установлен внутри баллона (применимо к 5-6 поколению газобаллонного оборудования)
  • дата производства.

Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.

Срок эксплуатации

Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).

Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.

Как и какой баллон ГБО выбрать

Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:

  1. желательно соблюсти баланс между погоней за большим запасом хода и потерей грузоподъёмности, при этом максимально сохранив функционал, а также заводские характеристики автомобиля
  2. покупайте только новые баллоны со всей необходимой документацией (сертификат, паспорт), и свежей датой изготовления
  3. выбирайте проверенного производителя.

Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:

  • STAKO (Польша)
  • TugraMakina (Турция)
  • ХАРПРОМТЕХ (Украина)
  • ОРИОН (РФ)
  • Сфера (РФ)
  • ЕМЗЛ (Россия г. Лермонтов)
  • АВТОГЕН (РФ)

Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:

  1. ООО «Балсити» (Россия)
  2. ОАО «НЗГА» (Республика Беларусь)
  3. турецкая фирма «Atiker».
Читать статью  Газовые установки для двигателей с непосредственным впрыском бензина. Два вида — какой лучше?

Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.

Тороидальный газовый баллон

Тороидальный газовый баллон в машине

В связи с повышением цен на бензин, в качестве альтернативного источника питания для авто часто применяют газ. Его использование обходится гораздо дешевле, да и установка необходимого оборудования не портит внешний вид машины. Таким образом, автомобиль может потреблять как бензин, так и газ.

Еще одним положительным аспектом использования альтернативного горючего является широкая сеть газовых заправок, и проблем с ресурсами возникнуть не должно.

балон для ГБО

Главным элементом установки техники является газовый баллон. Это наиболее емкий и громоздкий объект, от выбора которого зависит дальнейшая работа всей системы. Так различают:

  • цилиндрический;
  • тороидальный;
  • спаренный.

Выбор зависит от индивидуальных потребностей каждого владельца автомобиля. Цилиндрический тип устанавливается надолго, однако из-за своей массивности довольно невыгоден при размещении, так как занимает много места в багажном отделении. То есть при перевозке груза больших размеров его нельзя будет переместить.

Однако у него есть несомненные преимущества. Так, он гораздо вместительнее по объему, чем остальные виды. Цилиндрическая конструкция может вмещать до 200 литров, в то время как тороидальная ограничивается до сотни. И громоздкость не проблема, если речь идет об установке в грузовых автомобилях.

Наиболее популярным для легкового транспорта является тороидальный, так как он менее громоздкий и удобен в использовании.

Что такое тороидальный баллон?

Тороидальный газовый баллон имеет форму тора, отсюда и название. То есть внешне он похож на колесо. Монтируется в удобном для владельца автомобиля месте. Обычно его ставят туда, где должно располагаться запасное колесо. Тороидальный баллон несколько меньше по размеру, чем цилиндрическая конструкция, поэтому чаще используется в легковых автомобилях.

Что такое тороидальный баллон

При выборе тороидального баллона для ГБО (газобаллонного оборудования), следует обратить внимание также на различные виды конструкции. От этого зависит место установки и количество занимаемого пространства. Так выделяют:

  • с внешней горловиной;
  • с внутренней горловиной.

Оборудование с внешней горловиной устанавливается чаще всего вместо дополнительного колеса. Таким образом экономится площадь в багажном отделении. При этом придется переместить саму запаску. Ее можно убрать в багажник или же поместить на кронштейн (такой способ актуален для владельцев джипов или универсалов). Еще один вариант — пользоваться докаткой или другими средствами, которые помогут убрать прокол в пути.

В подобной конструкции тороидального баллона ГБО горловина размещается с внутренней стороны, а вентиляция производится через специальные патрубки, которые не позволяют, в случае повышения давления, пустить газ внутрь автомобиля.

Устройство с внешней горловиной отличается возможностями в расположении. Так его можно размещать как снаружи транспортного средства, так и внутри.

Обратите внимание! При размещении устройства под днищем, важно наличие вентиляционной коробки и выводящих патрубков. А при расположении снаружи нужно обернуть мультиклапан особым защитным кожухом.

Если в первом случае это необходимо, чтобы газ не попал в салон автомобиля при критическом повышении давления, то во втором подобная защита убережет механизм от грязи, воды и прочих загрязнений. Соответственно, повысит выносливость, а также продолжительность эксплуатации техники.

типы баллонов

Размеры

Газовые баллоны различаются не только по типу, но еще и по объему и размеру. Так, цилиндрические устройства достигают объема до 200 литров, что делает их удобными в использовании для грузового транспорта. Похвастаться такими показателями тороидальные баллоны для ГБО не могут, однако их размеры делают конструкцию гораздо более компактной, что удобно для небольших автомобилей.

По объему газа, который может содержать в себе канистра, ассортимент колеблется от 40 до более чем 80 литров. При этом, чем большее количество горючего вмещает в себе устройство, тем больше его габариты.

Читать статью  Как поставить на учёт ГБО в ГИБДД? Инструкция по оформлению, правила и документы

Так, тороидальный баллон на 42 литра с внутренней горловиной достигает размеров около 600 на 200 мм. А конструкция на 89 литров — уже 720 на 270 мм.

Важно! Размеры тороидального баллона для ГБО колеблются также в зависимости от марки производителя. Так что тут нужно быть осторожным и внимательно смотреть на показатели на упаковке.

Преимущества и недостатки

Главным преимуществом этого типа перед цилиндрическим является наличие свободного места в багажнике. Сравнительно небольшие размеры тороидальных баллонов предпочтительнее для ГБО. Их можно установить на днище транспорта, вместо запасного колеса, а цилиндрическую конструкцию — только в багажник.

Широкий ассортимент продукции позволяет выбрать лучшее и наиболее подходящее каждому владельцу автомобиля. Поэтому тут индивидуальные предпочтения покупателя ставятся выше и полностью удовлетворяются.

Если сравнивать с расходом бензина, то газ – более дешевое горючее. Так можно существенно сэкономить на обслуживании автомобиля.

Еще один немаловажный фактор — наличие газовых заправок. Развитая сеть позволяет без проблем пополнить запасы горючего.

Из недостатков можно выделить то, что при установке тороидальных газовых баллонов сложно найти место для запаски. К тому же, чтобы получить доступ к самой конструкции, нужно вынуть все из багажного отделения, поднять палас, и только потом заливать газ.

Вывод

Газобаллонное оборудование может стать только дополнительным источником питания, ведь литраж слишком маленький, чтобы обеспечить длительную езду на одном газе.

Подбор тороидального баллона для ГБО

Из всех узлов, которые устанавливаются на автомобиль при монтаже ГБО, наиболее громоздким является газовый баллон.
Автомобильный газовый баллон в системе ГБО — это емкость, куда заправляется газовое топливо.

Газовые баллоны для СНГ (сжиженный нефтяной газ или пропан-бутан), используемые при установке газового оборудования на автомобили, легче и дешевле баллонов, предназначенных для метанового газового оборудования.

Выбор газового баллона

В процессе монтажа газового оборудования на автомобиль, самое важное — правильно определить выгодное и удобное место размещения и подобрать форму газового баллона. Производителигазовых баллонов в своем ассортименте имеют баллоны разных размеров и форм (цилиндрические баллоны, тороидальные баллоны, спаренные баллоны). Это позволяет нам легко подбирать наиболее оптимальный вариант газового баллона для установки на автомобиль конкретной марки и модели. Оптимальный выбор газового баллона — это подбор баллона по размеру максимального объема с подходящими размерами.

Типы тороидальных газовых баллонов

Выбирая тороидальный газовый баллон, следует учитывать, что они подразделяются на 2 типа: с внешней и внутренней горловиной.

Поэтому выбор типа тороидального баллона будет зависеть от возможностей пространства и места установки газового баллона.

Внутренние тороидальные баллоны

Тороидальные внутренние баллоны (с внутренней горловиной) – такие баллоны хорошо устанавливать в нишу для запасного колеса автомобиля. Это позволяет сохранить пространство в багажнике, а вместо запасного колеса используют докатку или специальные средства, позволяющие устранить прокол колеса в дороге. Горловина, куда устанавливается мультиклапан, на таких газовых баллонах располагается внутри, а вентиляция мультиклапана осуществляется с помощью специальных вентиляционных патрубков. Это необходимо для того, чтобы отвести газ из автомобиля при срабатывании аварийного клапана при возникновении избыточного давления вбаллоне.

Внешние тороидальные баллоны

Тороидальные внешние баллоны (с наружней горловиной) — такой тип тороидальных баллонов может устанавливаться как снаружи, так и внутри автомобиля. При установке баллонавнутри обязательно наличие венткоробки и отводящих патрубков. Если установка газового баллона производится снаружи (например, установка под днищем внедорожника) то мультиклапан оборудуется специальным защитным кожухом чтобы предотвратить попадание воды и грязи на мультиклапан.

Габаритные размеры тороидальных газовых баллонов

Различаются тороидальные газовые баллоны по своим габаритам и объему. Ниже мы приводим таблицу с наиболее распространенными вариантами тороидальных газовых баллонов, которые мы используем при установке газового оборудования на автомобили наших клиентов:

Источник https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/ballon-gbo-vidy-osobennosti-vybor

Источник https://gazblog.ru/gbo/oborudovanie/toroidalnyj-ballon

Источник http://ecogaz36.ru/article/podbor-toroidalnogo-ballona-dlya-gbo/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: