Особенности диагностики АКПП

Содержание

Особенности диагностики АКПП

Транспортные средства являются достаточно сложными элементами. В силу тех или иных причин разные комплектующие могут выходить из строя, о чем свидетельствуют характерные признаки. Автоматическая коробка переключения передач тут не исключение. С другой стороны, у каждого симптома может быть несколько причин, так что лишь диагностика АКПП поможет точно определить, что именно не так с узлом.

В то же время, подобная процедура обойдется в достаточно солидную сумму. Но, при желании, можно выполнить все самостоятельно. О том, как же провести диагностику коробки автомат своими руками, мы и поговорим сейчас.

Когда необходима такая процедура

Прежде всего, необходимо не только понять, как сделать диагностику АКПП своими руками, но и определить, в какой момент такие работы являются необходимыми. Кроме того, чем раньше вы заметите определенную проблему, тем легче с ней будет справиться. Основные признаки того, что коробка не функционирует надлежащим образом, выглядят так:

  • отсутствие посторонних звуков и шумов;
  • ревущий мотор;
  • неприятный запах из узла;
  • подтекание масла;
  • замедленное переключение скоростей (в нормальном режиме процесс занимает не более 1-2 сек.);
  • вибрации;
  • сбои в работе определенных передач и т. д.

При этом только тщательная диагностика автоматической коробки передач поможет с точностью определить характер самой поломки. Кстати, вот видео от Милениума, когда на его Тойоте Камри 3.5 сломалась коробка и на какие деньги он попал, ремонтируя ее:



Когда нужна диагностика коробки автомат

Проверку АКПП проводят в следующих случаях:

  • загорелась лампочка неисправности на бортовой панели;
  • появились неполадки в работе автомата;
  • перед покупкой автомобиля с пробегом;
  • раз в год для профилактики.

Перед ремонтом АКПП всегда проводят диагностику, чтобы выявить проблемный участок. Одних симптомов недостаточно, ведь они могут указывать на разные системы. Например, задержки с переключением передач могут быть связаны с загрязнением гидроблока, поломкой соленоидов, истиранием тормозных лент, износом фрикционных дисков. Нельзя исключать неполадки в электронном блоке, гидротрансформаторе, двигателе.

Все про АКПП AF17 (AW60-41SN): алгоритм, схема подключения, расположение

Диагностику DSG проводят, когда проявляются такие симптомы и разновидности проблем:

  • скрежет, металлический лязг, свист хруст;
  • пинки, рывки, вибрация на низких передачах;
  • задержки в переключении передач;
  • жёсткие переключения;
  • медленный разгон;
  • переход в аварийный режим, отсутствие передач.

Грамотная диагностика поможет провести ремонт с меньшими затратами. Но для правильного диагноза нужно собрать максимум информации, используя разные методы.

Что может привести к этому

Как правило, подобные симптомы возникают в случае:

  • зависания и неправильной регулировки троса управления;
  • поломки гидравлического блока;
  • износа механических элементов;
  • поломки фрикционных элементов;
  • выхода из строя гидротрансформатора;
  • сбоев в электрической составляющей узла;
  • поломки ЭБУ;
  • неправильной регулировки.

Как видно, причин достаточно много. В то же время, диагностика АКПП Тойота или других авто своими руками поможет выявить очаг неполадки.

Этапы проведения работ

Если вы не знаете, как сделать диагностику АКПП, то тут необходимо в точности придерживаться всех инструкций. Мы предлагаем вашему вниманию последовательность действий, с помощью которых можно быстро и эффективно обнаружить все основные неполадки:

  • проверяем уровень масла, а также его качество;
  • анализируем показатели работы троса;
  • смотрим за работой мотора;
  • считываем коды ошибок;
  • проводим проверку на заторможенном транспортном средстве;
  • оцениваем поведение машины на дороге;
  • проверяем давление.

Стоит отметить, что для всего этого нужно достаточно много оборудования и времени, а также наличие опыта и умений. Возможно, есть смысл провести диагностику в сервисном центре, а ремонтом заняться самостоятельно. В то же время, если вы нацелены на то, чтобы самостоятельно провести диагностику коробки автомат, приступаем к процедурам, описанным ниже.

Также будет интересно: Колеса на Ниву (ВАЗ 2121): какие должны быть шины на Ниву

Методы диагностики АКПП

Диагностику автоматической коробки без демонтажа можно сделать несколькими методами: провести визуальный осмотр и компьютерную проверку, выполнить stall-test и провести дорожные испытания, измерить гидравлическое давление. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому в комплексе оценка состояния АКПП будет наиболее объективной.

Визуальный осмотр АКПП

При визуальном осмотре АКПП в первую очередь проверяют уровень и качество масла. Грязная старая жижа в коробке — источник большинства проблем. Ведь жидкость в автомате — это рабочее тело, смазка, охлаждение и защита. Недостаток или избыток масла приводит к неправильной работе и быстрому износу трансмиссии.

Низкий уровень жидкости приводит к масляному голоданию трансмиссии, перегреву, износу ответственных узлов и появлению различных шумов. При высоком уровне масло вспенивается и теряет рабочие свойства. В результате АКПП перегревается, плохо смазывается, нарушается работа элементов.

Чёрный цвет жидкости, запах гари говорит о запущенном состоянии коробки. Наличие металлической пыли указывает на износ деталей. Для наглядности состояния масла АКПП можно использовать тесты с белой тряпкой или бумагой. Грязная жидкость не пропитает тряпку, а стружка и примеси масляного пятна будут отчётливо видны на бумаге. Такую жижу нужно срочно менять вместе с фильтром и промывкой поддона.

Нормальный уровень масла в автомобиле со щупом находится между метками Hot и Cold. В автомобилях с пробкой методика проверки сложнее. Уровень определяется по количеству слитой жидкости. Перед проверкой заливают масло через заливную пробку в объёме 0,3 — 0,5 л. Трансмиссионная жидкость нормируется по уровневой колбе. При недостатке ATF из сливной пробки ничего не потечёт, а в норме должно слиться количество залитой.

Ремонт АКПП Kia Ceed своими руками

Ещё одна визуальная диагностика — проверка троса управления дросселем. Регулировочный трос клапана со временем изнашивается, поэтому двигатель и АКПП работают несинхронно. Передачи включаются преждевременно, повышается расход топлива. Трос можно отрегулировать или смазать. При сильном износе заменить.

Механическая диагностика

К механической диагностике относится проверка гидравлического давления. Количество обследуемых контуров зависит от модели АКПП. В первую очередь измеряют общее линейное давление в разных режимах совместной работы двигателя и автомата. Данные сравнивают с предписанием карт, выпускаемыми производителем автоматической коробки.

Диагностика проводится с помощью манометра и переносного тахометра. В сервисах применяют специализированное оборудование и стенды с набором переходных шлангов и адаптеров. Проверку делают вдвоём.

Перед тестом машину ставят на стояночный тормоз и устанавливают опоры под колёса или вывешивают на подъёмнике. Прибор подключают в диагностический штуцер в корпусе коробки и запускают двигатель. Проверяют частоту вращения холостого хода. Затем:

  1. Нажимают педаль тормоза и переводят рычаг АКПП в режим «D».
  2. Измеряют давление.
  3. Выжимают газ до упора и быстро измеряют давление на максимальных оборотах.

Если задние колёса начинают вращаться раньше, чем двигатель разгонится на полную мощность, тест прекращают.

  1. Процедуру повторяют в режиме «R».

Показания линейного давления указывают на главное давление в гидравлическом контуре. От него зависит сила сжатия фрикционных дисков. Поэтому, если замер ниже нормы, это может являться причиной пробуксовки при переключении передач.

Компьютерная диагностика АКПП

Компьютерная диагностика АКПП отображает все проблемы электронного управления. Модуль управления постоянно получает информацию с датчиков о температуре и давлении масла, о количестве оборотов входного и выходного валов, о положении селектора и педалей и т.д. Если сигнал датчика выходит за пределы измеряемого диапазона, компьютер считает его бракованным и записывает в память последовательность цифр — код ошибки.

Для чтения кода нужен диагностический сканер и таблица с расшифровкой. Помимо считывания сканер может удалять ошибки и оптимизировать параметры системы. Компьютерную диагностику используют при чип-тюнинге.

Компьютерная диагностика не всегда может дать исчерпывающую информацию. В АКПП с 3 — 5 ступенями электронные блоки примитивны, поэтому чтение ошибок — единственно возможное действие.

Проверка работы троса

Данный элемент играет важную роль в работе коробки передач. Он соединяет КПП с дроссельной заслонкой. В случае длительной эксплуатации, оболочка может высыхать и укорачиваться, в результате чего сбивается регулировка троса.

Для начала смотрим, насколько легко ходит трос. При необходимости, элемент нужно смазать, а также ослабить гайки. Далее полностью выжимаем акселератор, упор должен выходить из оболочки не больше, чем на 1,5 миллиметра. Если нужно, немножко вытягиваем его, пока не почувствуем небольшое сопротивление.

Считываем ошибки ЭБУ

Компьютерная диагностика АКПП автомобиля – один из наиболее эффективных способов оценить работоспособность данного агрегата. Достаточно часто случается так, что для их считывания необходимо наличие оригинальных сканеров, которые совместимы с конкретной моделью. Есть также мультимарочные устройства (ими пользуются в большинстве СТО).

В то же время, стоят они достаточно дорого, так что покупать их для персонального использования нет никакого смысла. После того, как все ошибки будут проанализированы, необходимо интерпретировать данные. В результате, вы сможете достаточно точно узнать, что именно является причиной неисправности.

Расшифровки можно найти и самостоятельно – благодаря интернету сделать это очень легко. Если, все же, подыскать нужные сведения нельзя, стоит повторить запрос, но уже не с маркой машины, а с моделью коробки передач.

В то же время, компьютерная диагностика иногда ошибается. Особенно, если есть определенные проблемы с проводкой, так что необходимо будет провести ряд дополнительных тестов.

Сколько стоит диагностика АКПП

Диагностика автоматической коробки передач в среднем стоит 1500 руб. Минимальная стоимость — 490 руб. Цена зависит от марки и модели автомобиля, масштаба проверок и сложности поломки.

Особенности обслуживания и ремонта АКПП u140f (u140e и u240e)

Сколько стоит диагностика АКПП

В стоимости замены масла АКПП учитывают способ замены, затраты на саму жидкость и расходники: резинки для заливной и сливной пробок, масляный фильтр, прокладку для поддона. СТО могут предлагать скидки на работу при покупке ATF в самом сервисе. В среднем цена за полную замену с промывкой начинается от 2800 руб.

Читать статью  Советы по управлению машиной с АКПП

Снятие и дефектовка АКПП оплачивается отдельно. За снятие/установку автомата в автомобиле без подрамника ( Ford Focus, Mercedes E230, Dodge Caravan) возьмут от 5500 р., в полноприводном с поперечным расположением двигателя (Toyota Rav4, Hyundai Santa Fe, Ford Escape) — от 9500 р., в полноприводном с продольным расположением мотора (Nissan Pathfinder, BMW X3, Mitsubishi Pajero) — от 10 000 р.

Сколько стоит диагностика АКПП

Испытания на заторможенном авто

Если вы хотите узнать, как проводится диагностика АКПП, то далее необходимо испытать работу автомобиля после его полной остановки. Переводим КПП на режим D, после чего одновременно выжимаем тормоз и газ. Обороты мотора должны постепенно возрастать. Если параметр не сможет достигнуть 2800 оборотов, то это повод задуматься об обращении в сервисный центр. Когда же показатель превышает норму на 200-300 оборотов, то это также повод начать беспокоиться.

Затем переводим работу мотора на холостой ход. Через 30 секунд он должен остыть. Повторяем все с режимом R. Тут важно следить за перегревом двигателя. Нельзя, чтобы процедура длилась более 5 секунд, иначе можно нанести для мотора серьезные повреждения.

Также будет интересно: Подержанная Daewoo Nexia: на что обращать внимание при покупке

Стоимость диагностики

Бывает ли бесплатная диагностика АКПП? Крупные автосервисы всё чаще предлагают бесплатные проверки. Как правило, сюда входит:

  • компьютерная диагностика электронных систем для автомобилей с электронным блоком управления двигателем и АКПП;
  • проверка качества и уровня масла, внешний осмотр на предмет утечек;
  • тест-драйв с мастером.

Ремонт АКПП на автомобиле Ford Explorer IV

Бесплатная автодиагностика

В бесплатную диагностику DSG включают проверку параметров сцепления через компьютер, проверку давления в мехатронике, муфтах, давление в разных режимах работы.

В среднем диагностика АКПП занимает 30 мин.

После всесторонней проверки мастер ставит диагноз, составляет список запчастей и говорит сколько стоит работа. Если причина поломки не выявлена, лучше пройти на следующий платный уровень диагностики со «вскрытием», чтобы не усугублять состояние коробки.

Дорожные испытания

Тут важно оценить функционирование трансмиссии во всех доступных режимах. Внимательно смотрите за скоростью переключения передач, а также за плавностью хода. Если все будет происходить очень резко и заторможено, это символизирует об определенных проблемах. Обороты мотора должны соответствовать нормативным показателям.

Также стоит обратить внимание на:

  • момент переключения передач;
  • отсутствие или присутствие пробуксовок;
  • шумы и вибрации;
  • возможность функционирования в различных положениях рычага.

Проверяем давление в системе

Под конец, следует сверить показатель давления рабочей жидкости. При его отклонениях от нормы коробка переключения передач начинает вести себя достаточно нестабильно.

В случае сильного снижения уровня жидкости, следует осмотреть узел на наличие повреждение – возможно, масло вытекает из-за различных дефектов корпуса и прорывов шланга. При необходимости, стоит долить его.

Что имеем в итоге

В итоге, исправность КПП прямо влияет на качество работы двигателя, а также функционирование всего транспортного средства. При обнаружении определенных признаков поломки данного узла, следует сразу же заняться его диагностикой, чтобы точно понять, где именно кроется проблема. Процедуру диагностики следует выполнять очень тщательно, следуя всем вышеописанным этапам. Так вы сможете максимально точно определить, в чем же причина некорректной работы автоматической коробки переключения передач.

А далее видео про то, как проверить автоматическую коробку передач:

Что включает в себя диагностика АКПП

Различают два вида диагностики автоматической коробки передач: статическую и динамическую. В инструкциях к автомобилю производитель указывает в основном статические методы проверки, т.е. отдельно взятой передачи. Проверяют давление и правильность смыкания пакета фрикционов. С помощью сканера делают компьютерную диагностику, выявляя коды ошибок.

Что включает в себя диагностика АКПП

Динамическую диагностику впервые предложила Мазда в 2002 году. Компания разработала методику проверки времени и качества переключений между передачами. Под качеством переключений подразумевают одновременное включение одной и выключение другой скорости. Задержки или раннее переключение, «выбег» автомобиля, когда между переключениями появляется разрыв в 2 — 4 с, ненормально и вредно для АКПП.

Проверка АКПП включает в себя поиск неисправностей:

  • в механической части — фрикционы, поршни, гидротрансформатор;
  • в гидравлике — гидроблок, маслонасос;
  • в электрике — модуль управления, соленоиды.

Изначально осматривают машину, проверяют уровень и качество масла, проводят тест-драйв, чтобы собрать симптомы неполадок: посторонние звуки, задержки при переключении, толчки, рывки, взлёт оборотов двигателя и т.д. После сбора симптомов прозванивают электрические цепи, снимают коды ошибок.

На следующем этапе меняют трансмиссионную жидкость, снимают поддон, проверяют состояние фильтра. В сложных случаях АКПП полностью разбирают, тестируют отдельные узлы.

В автомобиле все агрегаты связаны друг с другом в единую систему. Если диагностика АКПП не даёт результатов, проверяют двигатель, прошивку компьютера.

Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотора. В целом, всё так и есть. И всё же мы попытаемся рассказать о процессе подробнее: поверьте, это очень интересный процесс.

Что такое OBD ?

Н ачнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле, OBD-II – это не разъём, а целая система бортовой диагностики. И несмотря на то, что прочно она вошла в нашу жизнь всего-то лет 20 назад, её история начинается ещё в 50-х годах прошлого века.

В середине ХХ века американское правительство внезапно пришло к мысли, что стремительно растущее количество автомобилей как-то не лучшим образом влияет на экологию. Правительство стало делать вид, что оно хочет на законодательном уровне эту ситуацию улучшить. Автопроизводители в свою очередь стали делать вид, что они выполняют придуманные законы.

Появлялись крайне разнообразные системы диагностики, задача которых была ограничена контролем за выбросами в атмосферу (а так как сложной техники не было, то максимум, за чем могли более менее адекватно наблюдать, это за расходом топлива). Никто (иногда даже сами производители) нормально пользоваться такими системами не мог. И когда к середине 70-х департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стали понимать, что ничего хорошего добиться не получается, они стали усиленно рекомендовать внедрять новые системы.

Diagnostic machine tools ready to be used with car in background

Они не просто мигали бы лампочкой, «если что-то пошло не так», а позволяли бы быстро проверить автомобиль на выполнение им экологических норм. Первым откликнувшимся производителем стал General Motors, разработавший свой интерфейс ALDL. Разумеется, ни о каком мировом стандарте речь ещё не заходила, да и об американском тоже. В 1986 году ALDL был модернизирован, но до нужных масштабов дело никак не доходило. И только в 1991 году California Air Resources Board (калифорнийский департамент по контролю за воздушной средой) обязал всех американских автопроизводителей оборудовать свои автомобили диагностической системой OBD-I (On-Board Diagnostic), разработанной в 1989 году.

Что можно было проконтролировать с помощью OBD- I ? Само собой, первоочередной задачей было следить за составом отработавших газов. Можно было проследить за работой электронной системы зажигания, кислородных датчиков и системы рециркуляции EGR . В случае появления неисправности загоралась лампа MIL (malfunction indicator lamp – лампа индикации неисправности). Никакой более точной информации получить было нельзя, хотя со временем лампочку научили мигать с определённой последовательностью, которая позволяла выявить хотя бы неисправную систему. Но и этого скоро стало мало.

В январе 1996 года наличие новой версии OBD- II стало обязательным для всех автомобилей, проданных в Америке. Основным отличием этой диагностической системы от OBD- I стала возможность контролировать систему питания, а также её можно было проверить на автомобиле с помощью подключаемого сканера. Этим занимались полицейские. Им было абсолютно плевать на всё, кроме токсичности – ведь вся эта система изначально и разрабатывалась для контроля за ОГ. Полагалось, что система диагностики на новом автомобиле должна была работать пять лет или сто тысяч километров пробега. Но на этом история OBD- II ещё не заканчивается.

В 2001 году все автомобили, проданные в Европе, должны были иметь систему EOBD (European Union On-Board Diagnostic), теперь уже – с CAN-шиной (о которой подробно как-нибудь в другой раз). В 2003 году японцы ввели обязательный JOBD (Japan On-Board Diagnostic), а в 2004 год наличие EOBD становится обязательным для всех дизельных автомобилей в Европе.

DSC_0883

Это – очень (даже слишком) краткая история OBD-II. Я её специально не стал усложнять, вам же вряд ли интересно читать про рецессивные и доминантные биты спецификации Controller Area Network? Вот и я думаю, что для начала хватит. Давайте лучше посмотрим на разъём OBD-II «живьем».

Место встречи изменить нельзя

Я уже говорил, что через диагностический разъём калифорнийские копы при желании должны были легко подключиться к самой системе. Чтобы упростить задачу, разъём было решено ставить не далее 60 см от рулевого колеса (хотя, скажем, китайцы это требование часто игнорируют, а иногда этим же балуются инженеры Рено). И если раньше разъём можно было встретить даже под капотом, то сейчас он всегда в зоне досягаемости водителя. Что из себя представляет разъем?

DSC_0886

Вообще, он называется DLC – Diagnostic Link Connector. Вполне очевидно, что сама колодка тоже стала соответствовать одному стандарту. Разъём имеет 16 контактов, по восемь в два ряда. Стандарт определяет и назначение выводов в колодке. Например, контакт №16 (самый правый в нижнем ряду) должен быть подключенным к «плюсу» АКБ, а четвёртый – быть заземлением. И всё же шесть контактов отданы в распоряжение производителю – там может располагаться что-то по его желанию.

Часто от диагностов можно услышать слово «протокол». В данном случае – это стандарт передачи данных между отдельными блоками системы диагностики. Тут мы уже опасно сближаемся с информатикой, но ничего не поделаешь: диагностика-то компьютерная. Придётся ещё немного потерпеть.

DSC_0894

Разработчиками OBD- II предусмотрены пять разных протоколов. Если говорить очень-очень упрощённо, то это пять различных способов передачи данных. Например, протокол SAE J 1850 используется преимущественно американцами, скорость передачи данных по нему – 41,6 Кб/с. А вот ISO 9141-2 в США не распространён, скорость передачи тут – 10,4 Кб/с. Впрочем, нам всё это знать не обязательно.

Читать статью  Ремонт АКПП грузовой техники

диагностическая колодка OBD-II везде одинаковая, распиновка – тоже, а какие разъёмы будут использоваться для подключения сканера, зависит от протокола, применяемого производителем.

Ну а теперь попробуем продиагностировать автомобиль – в этом нам помогут специалисты из компании «Лаборатория Скорости». Попутно посмотрим, что такое настоящая диагностика.

Что может диагностика?

Начнём с того, что подключить дешёвый мультимарочный сканер и считать одну-две ошибки – это даже близко не диагностика. И было бы большой ошибкой полагать, что диагностику делает сканер, а не человек. На самом деле они работают в паре, и если один из них значительно глупее другого, ничего хорошего из этого не выходит. Терпеть не могу пронумерованные списки, но использую один, чтобы более наглядно показать, что должна в себя включать правильная компьютерная диагностика:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Чтение имеющихся и сохранённых ошибок.
  3. Просмотр потока данных (Live Data).
  4. Логирование данных «в движении».
  5. Опрос и сопоставление.
  6. Тесты исполнительных механизмов.
  7. Использование инструментальных методов диагностики.

Много непонятного? Спокойно дойдем до каждого из пунктов.

Есть еще постдиагностические работы: адаптация, активация дополнительных функций… Но про это в одной из следующих публикаций. Пока что сосредоточимся на диагностике неисправностей и рассмотрим все этапы.

Сбор анамнеза

Хороший диагност перед началом работы обязательно спросит у владельца, что с автомобилем не так, как неисправность проявляется, при каких условиях, с какой периодичностью, что предшествовало появлению неисправности… Одним словом, будет вести себя как опытный врач, причём не из бесплатной поликлиники, а из хорошего медицинского центра.

DSC_0898

Наш подопытный MINI абсолютно здоров, поэтому в данном случае спрашивать нечего. Впрочем, иногда диагностику есть смысл проводить в качестве превентивной меры, не дожидаясь, когда Check Engine начнёт светить постоянно или периодически подмигивать с панели приборов.

Чтение имеющихся и сохранённых ошибок

Итак, подключаем к нашему «Минику» сканер и ноутбук с программным обеспечением от BMW (о том, как связаны BMW и MINI, напоминать не будем, тут все грамотные). Разумеется, через диагностический разъём. Кстати, Мини не хочет нормально проходить диагностику на одном аккумуляторе, поэтому подключаем внешний источник питания. Но это – особенность автомобиля, исключение, а не правило. Теперь ждём установления связи с автомобилем. Смотрим на картинку на экране ноутбука.

DSC_0885

Первым делом мы можем увидеть общую информацию об автомобиле – от текущего пробега до номера двигателя и КПП. Кстати, если покупаете автомобиль с пробегом, то зачастую диагностика поможет определить его истинный пробег, который в том числе будет виден, например, в АКПП.

DSC_0910

Или ещё интереснее: если открыть ремонтную историю, там будет видно, при каком пробеге было осуществлено последнее вмешательство (может, кто-то скидывал ошибки, проводил адаптацию какого-то механизма или делал что-то ещё). И если там стоит пробег тысяч 100, а на одометре – всего 70, то кое-кто хочет вас обмануть. Далеко не всегда такая возможность есть на 100%, да и «скрутчики» пробегов часто бывают изобретательны и не ленивы – иногда подчищают пробеги везде, хотя это и редкость.

Но мы отвлеклись. Мы быстренько сканируем на предмет ошибок и в разделе «Накопитель ошибок» все-таки находим такие записи, говорящие об ошибках в электроусилителе рулевого управления!

DSC_0902

Еще раз подчеркну: если на машине не горит «чек» и не проявляется каких-либо явных неисправностей, это не значит, что их нет. Электроника может работать некорректно, не оповещая об этом без подключения сканера.

Поэтому компьютерную диагностику, особенно если у вас дорогая машина со сложной электроникой, нужно проводить регулярно, чтобы многие поломки устранить превентивно, пока они не вылились во что-то серьезное.

Но вернемся к нашему MINI . Открываем запись об ошибке ЭУР и смотрим так называемый Freeze Frame (замороженный кадр) – тут описано, при каких условиях эта ошибка проявилась. В нашем случае это произошло один раз при пробеге 120 тысяч километров, при скорости 117,5 км/ч, напряжение аккумулятора составляло 16,86 В.

Данные во Freeze Frame помогают понять, отчего произошла ошибка. Не всегда, конечно, но важной может оказаться любая сопутствующая информация о скорости, пробеге, напряжении и т.п. Это все при условии, что специалист умеет думать.

DSC_0904

Бывает ведь, что доморощенные «диагносты» просто видят, какая деталь в машине «глючит», и тут же предлагают ее поменять в сборе «методом тыка», потому что, дескать, причину ошибки знает только Святой Дух, разгадать ее невозможно. Это все от большой жадности и недостатка профессионализма. А мы движемся дальше…

Просмотр потока данных (Live Data)

Live Data – это те данные, которые можно получить в режиме реального времени. Есть простые данные – например, обороты двигателя или температура охлаждающей жидкости.

А есть такие, которые без сканера выяснить вообще невозможно. Например, напряжение датчиков положения педали (речь идёт об электронной педали газа). Их два, смотрим показания: 2,91 В на одном и 1,37 В на втором. Теперь нажимаем на педаль и смотрим на значения: 3,59 В и 1,58 В. Собственно, это и есть Live Data – то, что происходит с механизмом в реальном времени.

Поток данных можно смотреть в том числе и на ходу. Бывает очень полезно посмотреть, как реагирует бортовая электроника машины на различные манипуляции, и что при этом показывает Live Data .

Опрос и сопоставление

Это работа диагноста, а не оборудования. После того, как машина протестирована всеми доступными способами, снятые показания предстоит осмыслить и сопоставить. А было ли напряжение штатным? А сопротивление? А температура? Ну и так далее.

Тест исполнительных механизмов

Его проводят для проверки их работоспособности. Обычно – чтобы просто убедиться, что узел работает как положено. Заходим в раздел меню «Активация детали» (да, русификация тут несколько странная) и запускаем, например, электровентилятор системы охлаждения. Работает. Для чего это может быть полезно? А вот, скажем, перегрев мотора. Если бы вентилятор не включился принудительно, вскрылась бы причина перегрева.

DSC_0922

Использование дополнительных измерительных приборов

Бывает, что диагностика не может показать, какой именно из элементов системы вышел из строя. Возьмём, к примеру, ту же «электронную педаль газа». Допустим, напряжение окажется нештатным. Сканер это покажет, мы в этом уже убедились. Но в чём причина падения напряжения?

Тут уже поможет только измерение сопротивления реостата омметром и визуальный осмотр дорожек на предмет выявления повреждений или истертых контактов. Или еще пример. Диагностика показывает ошибки по датчикам положения коленвала и распредвалов. Скорее всего, это говорит о смещении фаз ГРМ, то есть – о растяжении цепи. А насколько смещены фазы? С этим поможет только осциллограф. Все-таки замена цепи ГРМ – работа крайне дорогостоящая, особенно на каком-нибудь V 8. Тут лучше знать наверняка.

DSC_0920

Одним осциллографом тоже, бывает, не обойтись. Например, сюда же можно отнести и опрессовку впуска с дыммашиной, и тест производительности форсунок «с обраткой», и контроль тех же дизельных форсунок на специальном форсуночном стенде, и многое другое…

Ещё можно применить диагностические замеры на диностенде, хотя это мало кто применяет в виду отсутствия оборудования. Ведь замер на стенде позволяет не только видеть цифры мощности и момента, но и смотреть характер кривой того и другого и параллельно снимать данные по давлению наддува, AFR, температуре выхлопных газов, распределению момента по осям и колесам и многое другое. Но это в России – экзотика.

Поэтому этот пункт отмечаем отдельно: настоящий диагност не брезгует запачкать одежду, ибо на этапе инструментальной диагностики придется открыть капот, залезть в проводку, демонтировать проблемные датчики или узлы и проверить их состояние визуально и на предмет правильности функционирования, прозвонить проводку, подключить осциллограф, мультиметр и другие необходимые приборы. Компьютерная диагностика предполагает использование не только одного сканера (а в реальной жизни сканеров должно быть больше – об этом в отдельном материале), но и других средств диагностики.

Логирование

Оно применяется в случае, который меня бы точно поставил в тупик: если ошибка имеет плавающий характер. Как раз та ситуация, когда в сервисе обычно говорят: «ну, сейчас же всё работает, вот как только опять случится – приезжайте». Действительно, такую неисправность определить бывает сложно. Но выход есть.

К диагностическому разъёму подключают специальный сканер (как правило, мини-сканер, который просто вставляется в разъем OBDII и не висит, не болтается, работает автономно, не мешает водителю. В общем, не требует никакого участия обычного пользователя – клиента автосервиса) и отправляют клиента кататься по своим нуждам.

DSC_0893

Сканер тем временем усиленно работает, записывая лог, а в момент проявления проблемы дополнительно регистрирует саму ошибку и условия её проявления. Метод удобный, а главное – практически незаменимый при наличии сложных «плавающих» ошибок. И ещё одно его преимущество заключается в том, что специалисту не приходится в режиме реального времени сидеть и отслеживать всё, что творится в автомобиле. Иногда это просто невозможно, да если и возможно – то очень сложно. Гораздо удобнее потом просто забрать все записи и вдумчиво посидеть над логами.

А напоследок я скажу…

Всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. Всю глыбу мы будем постепенно приподнимать, но не сразу.

Например, мы ничего не сказали о кодах, хотя тема эта очень интересная. Многие, наверное, слышали что-нибудь вроде такого: «У меня ошибка P0123. Это что значит?». Да, можно посмотреть. Это – высокий уровень выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки «А». Если коротко, то все ошибки делятся на группы. P – двигатель и трансмиссия, В – кузов, С – шасси.

Внутри тоже есть деления. Перечислять все долго и не нужно, но хотя бы для примера: P01ХХ – контроль системы смесеобразования, P03ХХ – система зажигания и система контроля пропусков воспламенения, а вот с P07ХХ до P09ХХ – трансмиссия. Вместо ХХ указываются подсистемы. Например, P0112 – низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха, а P0749 – ошибка электромагнитного клапана регулировки давления. Кодов – сотни, но несведущий человек ничего толкового из этой информации не вынесет.

DSC_0891

Вообще, конечно, вопрос важный: предположим, где-то сделал диагностику, а что делать дальше? В этом случае ещё раз можно проверить квалификацию специалистов. Разобраться в истоках появления той или иной ошибки почти всегда возможно. Так что если слышите совет менять детали одну за другой, пока машина не поедет нормально, уносите ноги из такого сервиса. Их-то понять можно: менять детали, проданные с наценкой – куда проще, чем учиться на диагноста и ковыряться в мелочах, которые не принесут больших денег.

Читать статью  АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат

Особенно циничны в этих вопросах официальные дилеры, которых хлебом не корми, дай поменять полмашины в сборе. И если работа выполняется по гарантии, то путь так и будет. Но если вам придётся менять заслонку за свой счёт, то это может быть ой, как дорого. Хотя у дилера всё же есть преимущество – доступ к базе знаний. Так называют накопленную статистику по поломкам конкретной модели определенного года (а может, и месяца, и даты выпуска), определённой комплектации и даже цвета (если речь идёт, например, о кузове) по всем дилерам, где эти машины реализуются. Иногда использование базы знаний может существенно помочь в выяснении неисправности.

В будущих публикациях мы подробно разберемся в кодах ошибок, проведем практические замеры и даже сравним дилерский сканер с мультимарочными нескольких ценовых категорий! Оставайтесь на связи.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812)385-50-82

Как сделать диагностику АКПП своими руками?

Описание работы по диагностике АКПП своими руками: основные этапы, компьютерная диагностика, проверка цепи, анализ масла, цены. Видео о проверке «автомата».

Оценить состояние «автомата» можно разными путями, от внешнего созерцания до полной разборки АКПП. Соответственно, и ценники автосервисов на её диагностику различаются, а во многих случаях такая услуга предоставляется даже бесплатно.

И всё же часть автолюбителей, желающие то ли сэкономить, то или доказать, что «и они не хуже многих», берутся за проверку этого агрегата самостоятельно. Есть ли резон в такой инициативе – далее в обзоре.

Основные этапы диагностики АКПП

Основные этапы диагностики АКПП

По-хорошему, перед обследованием автоматической коробки желательно собрать некоторые сведения о ней. Зачастую у тех или иных моделей АКПП уже обозначились «слабые звенья», требующие особого внимания.

Перед тем, как начать разбирать коробку, её необходимо осмотреть снаружи. Такие неполадки, как толчки и пробуксовки, могут быть следствием недостатка масла или снижения давления в системе смазки, вызванных течами в местах:

  • соединения коробки передач с мотором;
  • контакта коробки с маслосборником;
  • завода кабеля электропроводки в АКПП.

Если в ходе очередного этапа — прозвона электроники – неполадки не были выявлены, то можно переходить к снятию и полной разборке АКПП, что позволит продиагностировать гидроблок, фрикционы и трансформатор. Автолюбителю, не обладающему мастерством, достаточным для выполнения такой работы, лучше её доверить специалистам автосервиса.

Поводом для диагностики АКПП обычно выступают следующие случаи:

  • загорается индикатор неисправности на панели управления;
  • возникновение неполадок в работе коробки;
  • приобретение автомобиля с пробегом;
  • плановая профилактика машины.

Компьютерная диагностика «автомата»

Компьютерная диагностика «автомата»

Допустим, владелец автомобиля с АКПП заметил, что переход с 3 на 1 передачу сопровождается некими толчками, при разгоне которые не наблюдаются. Визит с такой неполадкой в автосервис может привести к следующим вариантам развития событий:

Специалистами проводится проверка уровня и качества масла, не показавшая отклонений. Вердикт: «Это особенность коробок такого типа. Смиритесь».

Меняется масло, промывается гидроблок, производится очистка соленоидов. Коробка стала работать мягче и более плавно, однако толчки при понижении передачи никуда не делись.

Проводится компьютерная диагностика АКПП. Автосканер определяет, что её программное обеспечение устарело, да и сама коробка нуждается в настройке. Перепрошивка агрегата устраняет проблему с толчками.

И речь здесь не столько о выборе автосервиса, хотя и это важно, а о значении комплексной диагностики как АКПП, так и автомобиля в целом. Специальная аппаратура позволяет провести такую проверку быстро и качественно.

Электроника, которая устанавливается на современных авто, в ходе их эксплуатации постоянно контролирует состояние систем транспортного средства. Малейшая неполадка фиксируется в виде кода ошибки, который можно потом скачать и декомпилировать. О критических сбоях машина сообщает водителю с помощью загорающегося индикатора «Check engine» на панели управления.

Обследование АКПП, работающей под руководством электронного блока управления, следует начинать именно с компьютерной диагностики. Многие автомобили позволяют провести полноценную проверку своих «автоматов» исключительно эксклюзивными сканерами, предназначенными для этой марки машины.

Такие приборы обычно «в курсе» допустимых значений параметров, считываемых датчиками. Сравнение в реальном времени контрольных и полученных данных позволяет с большой точностью выявлять неисправности коробки.

Но, как правило, неофициальные автосервисы в лучшем случае могут предложить провести диагностику АКПП универсальным сканером. Автолюбителям же приобретать для самостоятельного исследования коробок оригинальный прибор довольно накладно.

Адаптер вместо сканера

Адаптер вместо сканера

Впрочем, провести диагностику коробки «в гараже» можно с помощью специального кабеля для подключения к разъему OBD II и программного обеспечения, способного просканировать электронные блоки управления двигателем и АКПП. Например, для проверки «автомата» на моделях производства VAG-Group подойдёт адаптер VAG-COM KKL вместе с соответствующим ПО.

Расшифровка полученных кодов неисправностей не должна вызвать особых сложностей. Если поисковый запрос по конкретному автомобилю результатов не принёс, можно попробовать «пробить» модель АКПП. Часто бывает, что машины, выпускаемые совершенно разными производителями, оснащаются одинаковыми коробками передач.

Диагностика электропроводки

Диагностика электропроводки

Существенный недостаток компьютерного метода диагностики состоит в том, что ошибка, определённая как механический износ какой-нибудь внутренней детали АКПП, на самом деле может быть обусловлена ненадёжными контактами в электропроводке либо наличием окислов в разъёмах. Эти же неполадки вполне способны стать причинами толчков, задержек при переключении передач, либо переходов «автомата» в аварийный режим. Поэтому в такой ситуации не следует сразу демонтировать и раскручивать коробку – сперва стоит проверить состояние проводов и мест их соединения.

Это можно сделать самостоятельно, проведя наружный осмотр электропроводки АКПП на предмет окислов и повреждений. А если автолюбитель обладает мультиметром, да ещё и знает, как им пользоваться, то проверка проводов на обрыв вызвать сложностей не должна. Этот же прибор позволит определить наличие и величину напряжения на тех или иных контактах блока управления автоматической коробкой передач.

Проверка цепи лампой

Проверка цепи лампой

Диагностика электропроводки без нагрузки, конечно, позволяет установить наличие разрыва в цепи либо его отсутствие. Но оценить таким способом состояние контакта, влияющее на сопротивление в контуре, весьма затруднительно.

Для более глубокой проверки провода на один его конец подаётся напряжение, а ко второму подключается галогенная лампа. Если она будет светить тускло, значит, магистраль окислена в местах соединений либо где-то надломлена. Только мощность источника света и длительность подобной диагностики должны быть такими, чтобы соединительные элементы не грелись и не плавились.

Коварные датчики

Коварные датчики

Примером неудачной диагностики может послужить история, случившаяся с Volkswagen Passat B5 и его АКПП 5HP19 от производителя ZF. У автомобиля обнаружилась неисправность, в общем-то характерная для «автоматов» – рывки в ходе переключения передач.

Продиагностировав АКПП, специалисты автосервиса «прописали» ей капитальный ремонт, включающий в себя замену гидроблока и пакетов фрикционов, а также восстановление гидротрансформатора. Но, как оказалась, эта далеко не дешёвая затея особого результата не принесла.

Позднее выяснилось, что причина рывков таилась в неточных показаниях MAF-сенсора. Дело в том, что АКПП для обеспечения плавности хода автомобиля определяет нужную нагрузку на его двигатель. При этом интервал между переключениями передач устанавливается исходя из сведений, получаемых от датчиков массового расхода воздуха и положения (движения) ротора. Таким образом, их состояние влияет на работу всей коробки.

Мораль такова: автолюбители, берущиеся самостоятельно диагностировать АКПП, должны иметь представление о принципе её работы и взаимодействии электронного блока управления коробкой с другими системами машины.

Анализ состояния масла

Анализ состояния масла

Любое масло, предназначенное для автоматической трансмиссии, имеет свой эксплуатационный ресурс. Конкретные сроки замены ATF устанавливает производитель коробки передач.

Стоит учесть, что у многих современных автоматических коробок блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем в аналогичных устройствах старого образца. В результате улучшаются динамические характеристики автомобиля и снижается расход топлива. Но вместе с этим в масло попадает большое количества абразивной фрикционной пыли, засоряющей каналы в гидроблоке и повреждающей рабочие поверхности соленоидов. Поэтому промедление с обновлением смазки для таких АКПП особенно нежелательно.

Просроченное масло можно узнать по чёрному цвету, а горелый запах от ATF является признаком перегрева фрикционных элементов. Сильное загрязнение фильтра приводит к снижению давления трансмиссионной жидкости, отсюда и дёрганье при переключении скоростей.

Бесплатная диагностика

Бесплатная диагностика АКПП

Крупные автосервисы нередко предлагают проверить коробку бесплатно. Обычно в такую услугу, занимающую в среднем около получаса, входит:

  • компьютерная диагностика электроники автомобилей, оснащённых ЭБУ мотором и коробкой передач;
  • оценка состояния и количества трансмиссионной жидкости;
  • обследование экстерьера АКПП с целью выявления протечек масла;
  • тест-драйв автомобиля с представителем СТО.

При выявлении в ходе такого рода проверки неисправностей составляется список требуемых запчастей и оглашается стоимость ремонта. Даже если неполадки у АКПП не будут обнаружены, то автовладельцу может быть предложена более глубокая платная диагностика коробки с её разборкой.

Цены на диагностику АКПП

Цены на диагностику АКПП

Обычная проверка АКПП в автосервисе обойдётся автовладельцу в сумму от 490 рублей. Средняя цена такой диагностики – 1500 руб. Цена услуги зависит от бренда и модели машины, объёма работ и сложности неисправностей, если таковые известны.

Замена масла имеет свою цену, которая определяется с учётом способа обновления ATF, а также затрат на саму трансмиссионную жидкость и следующие расходные материалы:

  • уплотнители для заливной и сливной пробок;
  • масляный фильтр;
  • прокладка для поддона.

При покупке масла в самом автосервисе, иногда можно получить скидку на обновление этой жидкости в АКПП. В среднем цена за полную замену ATF, включая промывку коробки, начинается от 2800 руб.

Отдельно оплачиваются демонтаж и дефектовка АКПП. Так, цена снятия и монтажа коробки может варьироваться в зависимости от типа автомобиля:

  • безподрамниковые, такие, как Ford Focus, Mercedes E230, Dodge Caravan – от 5500 руб.;
  • полноприводные с установкой мотора поперёк кузова, например, Toyota Rav4, Hyundai Santa Fe, Ford Escape – от 9500 руб.;
  • полноприводные с продольным размещением мотора, к которым относятся Nissan Pathfinder, BMW X3, Mitsubishi Pajero – от 10000 руб.

И ещё одно обстоятельство, оказывающее влияние на стоимость диагностики АКПП в автосервисах – это местоположение последних. В зависимости от города, полная проверка АКПП, со снятием и дефектовкой, может быть выполнена приблизительно по следующей цене:

  • Москва: 22000 руб.;
  • Санкт-Петербург: 20000 руб.;
  • Новосибирск: 5100 руб.;
  • Ижевск: 15000 руб.;
  • Симферополь: 13500 руб.;
  • Красноярск: 17800 руб.;
  • Екатеринбург: 20000 руб.;
  • Ростов-на-Дону: 10000 руб.;
  • Челябинск: 20000 руб.;
  • Тюмень: 5000 руб.

Заключение

Если АКПП срочно нуждается в диагностике, а хозяину этого агрегата жалко времени или денег на посещение СТО, то автолюбитель может попробовать выполнить такую проверку самостоятельно. Конечно, для этого нужно иметь определённое представление об устройстве автоматической трансмиссии и принципах её работы. Не помешает и специализированная аппаратура, хотя бы тот же адаптер OBD II. Попытки же исправить неполадки методом «научного тыка» только приблизят машину к визиту в автосервис.

Видео о проверке «автомата»:

Описание работы по диагностике АКПП своими руками: основные этапы, компьютерная диагностика, проверка цепи, анализ масла, цены. Видео о проверке «автомата».

Источник https://shinomontazh-penza.ru/na-zametku/diagnostika-akpp-i-dvigatelya.html

Источник https://www.kolesa.ru/article/hochu-vsyo-znat-chto-takoe-kompyuternaya-diagnostika-i-kak-eyo-provodyat

Источник https://fastmb.ru/autoremont/5460-kak-sdelat-diagnostiku-akpp-svoimi-rukami.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: