Вариатор: что это такое и как работает-Топ-3 вариаторных коробок
Конструкцией вариатора предусмотрена плавная передача крутящего момента от двигателя на колеса автомобиля. Что такое вариатор и основное отличие вариаторной коробки от других аналогов – отсутствие передач. Передаточные отношения здесь меняются как в автоматическом, так и в ручном режиме. Вариатор – это упрощенное название автоматической коробки передач вариаторного типа. Еще ее обозначают латинскими литерами CVT, расшифровка — Continuously Variable Transmission, дословный перевод – трансмиссия бесступенчатая.
Как работает вариатор
Автомобили, оборудованные вариаторной трансмиссией, внешне очень похожи на машины с коробкой автомат. Что такое вариатор на автомобиле? По аналогии с другими трансмиссиями, в конструкцию коробки передач CVT тоже входят две педали, селектор переключения режимов. Режимы вариатора имеют те же обозначения:
- Р – паркинг.
- R – реверс.
- N – нормаль.
- D – драйв.
На первый взгляд устройство трансмиссий совпадает. Однако, принцип работы вариатора CVT отличается от традиционной АКПП. Здесь полностью отсутствуют фиксированные передачи, нет нумерованных первой, второй и прочих скоростей. Коробка вариатор обладает огромным количеством передач, переход с одного режима на другой осуществляется совершенно незаметно и плавно. В процессе эксплуатации транспортного средства, оснащенного вариатором, водитель не ощущает рывков, толчков и пинаний. Независимо от того, трогается машина, разгоняется или тормозит, вариатор постепенно меняет передаточное отношение без резких движений, рывков.
Разновидности коробок-вариаторов
В зависимости от конструкции механизма и области применения, вариаторы CVT подразделяются на следующие виды:
- Клиноременной вариатор.
- Цепной.
- Тороидальный.
Самый распространенный вариант исполнения – клиноременной вариатор.
Немного теории:
чтобы понять принцип действия клиноременной передачи, рекомендуется представить два шкива сложной конструкции, взаимно отдаленные на небольшое расстояние;
каждый шкив вариатора состоит из двух конусообразных дисков, верхушки которых сходятся и расходятся;
оба шкива огибает специальный ремень.
Устройство вариаторной коробки передач
В состав каждого шкива входят по два конуса 20°, которые отцентрированы вершинами относительно друг друга. Клиновидный ремень вариатора входит в меж-конусное пространство. Свое название ремень получил, благодаря оригинальной форме сечения в виде буквы V. Такой профиль позволяет увеличить площадь контакта, силу трения между ремнем и шкивами вариатора.
Сближение конусов приводит к увеличению диаметра шкива. Соответственно, при их разведении – он уменьшается (эффект переменного рабочего диаметра шкива). Шкивы переменного диаметра расположены строго попарно. Один из них – ведущий (входной), он является продолжением коленчатого вала силового агрегата. Ведущий шкив вариатора передает вращение на второй (ведомый) шкив, элементы коробки передач, трансмиссию, колеса автомобиля.
Существует термин «радиус основного тона», он характеризует расстояние от ремня до центров клиновидных шкивов. Когда шкивы вариатора разведены и находятся максимально далеко друг от друга, этот параметр минимален. При максимальном сближении конусов ремень перемещается к наружному краю, увеличивая радиус. Отношение радиусов основного тона, ведущего и ведомого шкивов, регулируется специальным устройством бортового компьютера.
Интересно: Если на одном из шкивов вариатора увеличивается радиус охвата, на другом, он синхронно уменьшается. Благодаря данному эффекту, ремень находится постоянно в натянутом состоянии. При взаимном изменении радиусов создается бесконечное множество передаточных отношений – от минимального до максимально высокого. Например, если радиус основного тона на ведущем шкиве очень маленький, на ведущем он приближается к максимуму. При этом скорость вращения выходного вала низкая, что соответствует пониженной передаче автомобиля. Для увеличения скорости машины достаточно сблизить конусы ведущего шкива вариатора.
Изменяя радиусы охвата на ведущем и ведомом шкивах, можно получить бесконечное множество значений передаточного числа вариатора. В коробке передач CVT шкивы, размещенные на ведущем и ведомом валах, оборудованы специальным гидроприводом, при помощи которого конусообразные половинки синхронно сдвигаются/раздвигаются. При этом передаточное число вариатора изменяется в широких диапазонах.
Чтобы обеспечить движение автомобиля в режиме заднего хода, в конструкцию коробки вариатор включен набор шестерен (планетарный механизм). При помощи включения зубчатых зацеплений в заданном порядке, выходной вал вариатора может изменять направление вращения.
Помимо трех основных компонентов, описанных выше, в состав системы электронного управления вариатора также входят различные датчики, микропроцессоры. Бортовой компьютер, встроенный в трансмиссию, управляет положением конусообразных шкивов вариатора, исходя из нагрузок и скорости передвижения транспортного средства.
Устройство клиновидного ремня
Ремень в клиноременном вариаторе CVT отличается сложным устройством. Благодаря использованию новейших материалов, ремни вариаторов очень надежны и эффективны. Вместо цепей и резиновых ремней, огибающих шкивы, в коробках вариатор применяются гибкие металлические ремни клиновидной формы (наборные металлические ленты).
Схема устройства металлического ремня вариатора:
Основой высокопрочного ремня вариатора служат тонкие полоски упругой стали (количество полос равно 9 – 15 штук), которые скреплены при помощи пластин сложной формы. Эти детали имеют форму трапеции, они плотно нанизаны на стальные ленты. Материал изготовления скрепляющих пластин – углеродистая легированная сталь высокой прочности.
Основные преимущества клиновидных стальных ремней:
- Сверхвысокая прочность ремня вариатора.
- Отсутствие эффекта проскальзывания.
- Повышенная жесткость изделия при передаче усилий на сжатие (толкающий ремень).
- Способность передавать максимальный крутящий момент от силового агрегата на ходовую часть.
- При работе вариатора ремень не издает много шума.
Общий вид клиновидного ремня CVT:
Образец цепи, установленной в вариаторе авто фирмы АУДИ:
Клиновой ремень вариатора Audi изготовлен в виде широкой цепи, состоящей из отдельных стальных пластин.
Интересно: Для технического обслуживания клиновидной цепи вариатора используется специальный масляный состав. Смазочная жидкость способна изменять свои характеристики под воздействием повышенного давления в местах контакта пластин с поверхностью шкива. В результате чего, цепь вариатора CVT передает заданные усилия без проскальзывания и трения даже в условиях маленькой площади контакта.
Особенности управления коробкой вариатором
Когда автомобиль, оснащенный стандартной коробкой автомат, набирает скорость, приходится раскручивать обороты двигателя перед включением каждой передачи. Автомобиль с вариатором разгоняется при постоянных оборотах силового агрегата. На основании программы управления, выбранной водителем, вариатор самостоятельно изменяет передаточное число трансмиссии.
При подъемах на возвышенность, преодолениях преград или торможениях водитель нажимает на педаль газа, а вариатор автоматически снижает передачу. В это время диски шкивов синхронно передвигаются (сходятся/расходятся), занимают заданное положение, чтобы обеспечить требуемую величину момента кручения выходного вала вариатора.
При помощи электроники, коробка вариатор CVT может резко переключаться, например, перескакивая с виртуальной шестой на восьмую передачу. Или, по желанию водителя, можно постепенно переходить на следующий режим с имитацией последовательного переключения.
Где применяются вариаторы CVT
Благодаря простоте конструкции и комфортности управления, коробки передач вариаторного типа устанавливаются на автомобилях известных производителей: AUDI, INFINITY, NISSAN и др.
Вариаторы также нашли широкое применение в следующих механизмах и технических устройствах:
- Сверлильные станки.
- Тракторы и прочие сельхоз машины.
- Мотороллеры.
- Снегоходы.
Коробка вариатор, плюсы и минусы
При сравнении КПП вариаторного типа с классической коробкой автомат, выясняется, что АКПП состоит из многочисленных шестерен, валов, синхронизаторов, муфт, тормозов, гидравлической системы, плиты с масляными каналами и пр. Вариатор отличается простотой конструкции. В его состав входят только три основных компонента: ведущий и ведомый шкивы, а также приводной ремень.
Коробки вариаторы набирают популярность среди автопроизводителей и владельцев автомобилей, благодаря большому количеству достоинств:
- Возможность набирать и снижать скорость без переключения режимов.
- Плавность передвижения автомобиля при изменении скоростей вариатора.
- Стабильность показателей мощности, вне зависимости от скорости машины.
- Существенная экономия топлива.
- Чуткая реакция электронной системы вариатора на изменения характера дороги (движение по скользкой дороге, на подъем, под уклон).
- Отсутствие вынужденного замедления (авто не снижает скорость даже при преодолении подъемов).
- Минимальные потери мощности вариатора, в сравнении с АКПП.
- Отличная динамика разгона.
- Стабильность оборотов двигателя.
- Меньшие выбросы вредных веществ.
- Простота устройства, минимальное количество рабочих элементов.
Благодаря сравнительно небольшому количеству составляющих, вариатор имеет намного меньший вес, чем аналогичная коробка автомат.
Вариаторы обладают простой конструкцией, но это не исключает необходимости регулярного технического обслуживания. Больше всего хлопот и неприятностей доставляет ремень вариатора CVT. Кроме компьютерной диагностики, здесь требуется производить замену клиновидных или цепных ремней после каждого пробега, равного 50 – 60 000 км. Бывают случаи, когда ремень вариатора нужно менять намного раньше. Все зависит от марки машины, модели вариатора, условий эксплуатации автомобиля.
Наряду с очевидными преимуществами, коробка вариатор обладает определенными недостатками:
- Вариатор плохо переносит усиленные нагрузки.
- Его редко устанавливают на внедорожники, которые эксплуатируются на тяжелых трассах.
- Сравнительно небольшой срок эксплуатации.
- Трудно найти квалифицированного специалиста по ремонту и восстановлению работоспособности вариаторов.
- В мастерских автосервиса часто предлагают полностью заменить поломанный вариатор на новый дорогостоящий механизм. Стоимость нового вариатора составляет более 30% от общей цены на автомобиль.
Внимание: Многие водители отмечают в поведении вариатора некоторую медлительность при переключении передач – эффект задумчивости. Не всех автовладельцев удовлетворяет задержка в одну-две секунды.
Устройство тороидального вариатора
В отличие клиноременной конструкции, вариатор тороидального типа состоит из двух дисков, выполненных в виде вогнутых криволинейных поверхностей. Вращение от ведущего элемента на ведомый передается при помощи специального ролика скользящего действия. При его наклоне и перемещении к наружному диаметру ведомого диска происходит увеличение передаточного числа. Соответственно, при наклоне ролика в противоположную сторону и смещении к центру диска, передаточное отношение вариатора снижается.
Схема устройства и принципа действия тороидального вариатора:
Основные требования к тороидальным вариаторам: высокий коэффициент полезного действия, длительный срок эксплуатации. Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, при изготовлении элементов вариатора используются дорогостоящие материалы, современные технологии.
Тороидальные вариаторы отличаются относительной простотой, однако, такие вариаторы редко применяются в современном автопроизводстве. Это объясняется следующими факторами:
- повышенная требовательность к точности изготовления рабочих элементов;
- прочности поверхностного слоя сопрягаемых дисков и роликов;
- использование дорогих технологий при изготовлении узлов и деталей;
- сложность настроек;
- высокая стоимость специальных смазочных материалов.
Как работает тороидальный вариатор
Глядя на схему тороидального устройства, может показаться, что оно не относится к механизмам вариаторного типа. Здесь отсутствует ременная передача, шкивы не перемещаются относительно друг друга (не сходятся и не расходятся), валы стоят неподвижно. Но, если проанализировать принцип действия данного механизма, получается, что он очень похож на классический вариатор:
- Ведущий диск вариатора прочно сидит на выходном валу двигателя внутреннего сгорания.
- Ведомый – передает вращение на приводной вал главной передачи.
- Ролики передают момент вращения от силового агрегата на ведомый диск.
- Передаточное число изменяется, в зависимости от угла наклона роликов и места контакта с дисками.
Благодаря двум степеням свободы, ролики вариатора могут крутиться вокруг своей оси, а также совершать наклоны в вертикальном направлении. В результате происходит их контакт с дисками на различных уровнях.
Для чего вариатору ремень — признаки износа, стоимость замены
Вариаторный ремень (цепь) — основной элемент бесступенчатой автоматической коробки передач автомобиля. Он находится посредине конусов шкивов, расположенных на ведущем и ведомом валах вариатора (CVT). Выполняет функцию передачи энергии между ними.
При изменении оборотов силового агрегата ремень либо натягивается, либо ослабевает. Благодаря этому крутящий момент непрерывно передается на колеса и в постоянном режиме происходит изменение передаточного отношения.
Есть ли у этой детали слабые места? И как определить, что она нуждается в замене?
Что такое вариаторный ремень
В силу надежности, простоты и эффективности, широкое распространение получили клиноременные CVT, в конструкцию которых включены приводные ремни клиновидной формы.
Из-за высокой нагрузки при работе детали должны быть прочными, жесткими и одновременно гибкими, поэтому были разработаны специальные материалы и технологии производства привода вариатора.
Клиновый ремень CVT сложно устроен. Он состоит из нескольких стальных полос, соединенных между собой упругими металлическими пластинами в форме трапеции. В ходе работы, наиболее зажатый край звена передает толкающее движение от ведущего шкива к ведомому и так далее по цепочке. Такое устройство толкающего ремня позволяет передавать мощность не только той частью, которая бежит к ведущему валу, но и обратной.
Для защиты от быстрого износа и проскальзывания, на стальные ленты и соединяющие их скобы наносится специальное покрытие.
Ремень и шкивы вариатора
Для техобслуживания клиновидного ремня используется специальное масло, которое способно изменять характеристики под действием повышенного давления на участках контакта пластин с поверхностью шкивов. В результате заданные усилия передаются без трения и проскальзывания даже при небольшой площади контакта.
Цепная вариаторная КПП — разновидность клиноременной коробки. Здесь ремень заменен на широкую стальную цепь, состоящую из отдельных звеньев. Такой вариатор выпущен автоконцерном Audi под названием Multitronic.
Цепь выдерживает большие нагрузки, отличается повышенным сроком службы и увеличенным уровнем прочности, поэтому чаще используется на грузовых автомобилях.
Вариаторы с цепной передачей крутящего момента широко используются в автомобилестроении. И если с ними вдруг возникнут проблемы, справиться помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Вариаторная цепь
Ресурс работы клиновидного ремня зависит от соблюдения правил эксплуатации вариаторной КПП. Для каждой коробки передач есть собственный срок, который устанавливается производителем. Он зависит от модели автомобиля, пробега или временного интервала, после истечения которого необходимы профилактические мероприятия.
Например, на Ниссан Х-Trail требуется проводить диагностику трансмиссии и ТО через каждые 100 тыс. км пробега, а на вариатор Субару Форестер производитель дает гарантию в 200 тыс. км.
Размер ремня вариатора зависит от модификации КПП. На автомобили Nissan, Mitsubishi, Renault, Suzuki или Jeep устанавливаются вариаторы JF010E, JF011E, JF015E или JF016E. Их производство осуществляет японский концерн Jatco — дочерняя компания Nissan. Европейский поставщик деталей для CVT — немецкая фирма Bosch.
Найти необходимый вид и размер ремня можно на сайтах поставщиков по VIN, типу трансмиссии (указан на маркировочной таблице кузова или КПП), марке автомобиля и каталожному номеру. В описании товара также указываются его ширина, длина, толщина, вес и аналог.
Цена на вариаторный ремень обусловлена следующими параметрами:
- модификация трансмиссии;
- оригинал или аналог;
- производитель;
- курс валют.
При покупке необходимо узнать актуальную стоимость у менеджеров.
Признаки износа ремня вариатора
Изнашивается ремень в основном в случаях несоблюдения сроков замены трансмиссионной жидкости и неправильной эксплуатации ТС с CVT. При этом может произойти его преждевременная деформация или разрыв. В таком случае ремень подлежит замене.
Сделать это необходимо при первых признаках истирания или окончании гарантийного периода эксплуатации.
Признаки, по которым можно понять, что ремень изношен:
возникают механические колебания, которые заметны при езде даже на хорошем покрытии. Вибрация идет не от мотора, а от КПП;
У некоторых CVT автослесари нередко отмечали повышенный износ по причине того, что производитель менял материалы на менее прочные, или модифицировал алгоритм управления для частой имитации ступенчатости. Но пошаговые изменения передаточных отношений нагружают ремень больше, чем плавные.
При обнаружении ременных дефектов электронный блок управления переводит вариатор в аварийный режим. Если после перезапуска двигателя машина сможет ехать, причина скорее всего в неполадках электроники.
Признаки износа ремня легко определить визуально. Со временем на нем стираются края соединительных пластин и насечки, которые создают сцепку со шкивами, а также на поверхности детали могут появиться зазоры и трещины. При этом ремень проскальзывает и не создает необходимого передаточного эффекта.
Что продлит жизнь CVT ремню
Нельзя сказать, что вариаторные ремни слишком непрочные механизмы, но, чтобы не уничтожить их раньше заложенного производителем ресурса, необходимо соблюдать правила вождения:
- не делать резких переключений передач (особенно пытаясь выбраться из грязи методом раскачки автомобиля);
- не нажимать одновременно на педали газа и тормоза в режиме Drive;
- избегать буксировки и пробуксовки колес;
- трогаться с места плавно, без резкого скачка тяги двигателя;
- не эксплуатировать трансмиссию при езде по бездорожью;
- не переключать КПП на нейтральную скорость для движения накатом;
- переводить рычаг коробки передач в Р или N при коротких остановках (длительностью до 1 минуты).
Загубить вариаторный ремень можно даже двигаясь на низкой скорости. Достаточно совершая парковку задним ходом удариться колесами о бордюр. Полученный толчок передастся на ремень, движущийся в обратном направлении, и он может деформироваться.
Чтобы ремень служил максимально долго, требуется четко выполнять регламент ТО, а рекомендованные производителем межсервисные интервалы лучше сократить вполовину. Особое внимание при техобслуживании уделяется масляным каналам и поддону. Их нужно тщательно очищать их от продуктов износа фрикционов.
При каждом ТО необходимо:
- грубой и мягкой очистки;
- проверять исправность теплообменников и магистралей системы охлаждения;
- заливать в коробку передач только трансмиссионное масло, предписанное производителем КПП.
А вы знали о том, на что нужно обратить внимание при ТО и как часто его проводить? Напишите в комментариях.
Как заменить ремень вариатора самостоятельно
Для того, чтобы самостоятельно поставить ремень, потребуются:
- ударная отвертка;
- разводные ключи;
- молоток;
- широкий устойчивый стол;
- 6 пластиковых хомутов;
- фотокамера;
- емкости из пластика для складывания деталей.
Без проблем выполнить замену ремня помогут следующие предосторожности:
- размещать емкости точно в том же порядке, в котором производится их демонтаж;
- делать пояснительные записи;
- фотографировать процесс работы поэтапно.
- Открутить болты крепления крышки раздаточной коробки и аккуратно снять ее.
- Вынуть косозубую опорную шестерню. Сложить детали и болты в емкость, подписать.
- Перевернуть коробку, достать вал и вынуть фрагмент корпуса коробки, открутить болты.
- Снять 2 зубчатых колеса.
- Открутить болты крепления маслонасоса, снять его шестеренку и цепь, убрать крышку насоса.
- Ведомый вал отвести в сторону и вынуть его из корпуса.
- Вариаторный ремень стянуть в паре мест пластиковыми хомутами, чтобы при снятии предотвратить разламывание.
- Аккуратно достать шкивы, соединенные ремнем. Внимательно следить, чтобы мусор не попал в открытые отверстия.
- Установить снятый узел на стол. Оттянуть с усилием один шкив и освободить его от ремня.
- Надеть новый элемент и выполнить сборку.
Чтобы правильно подобрать приводной ремень для вариатора, стоит учесть несколько важных критериев:
• предназначение детали именно для вариаторной КПП;
• лучше покупать расходник у официально подтвержденного производителя (проверяется у поставщика или по сервисной книжке);
• размер ремня вариатора должен точно совпадать по длине, ширине, толщине.
Неподходящая или некачественная деталь быстро выйдет из строя и загубит всю коробку передач, поэтому при покупке нового ремня экономить не стоит.
Специалисты не рекомендуют производить замену вариаторного толкающего ремнясамостоятельно. Чтобы в дальнейшем CVT работала долго и без проблем, лучше обратиться в автосервис. Мастера оценят проблему, подберут необходимый для конкретной модели ремень и профессионально его установят.
Провести диагностику и устранить неполадки любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1». Получите дополнительную информацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.
От чего зависит стоимость замены ремня вариатора в автосервисе
Диагностика вариатора на СТО делится на 2 фазы осмотра: первичный (визуальная проверка КПП) и вторичный (после монтажа КПП). Определить неисправность сложно, так как ремень находится внутри коробки передач.
Сначала специалисты смотрят целостность корпуса CVT, отсутствие течи и других дефектов. Затем приступают к разборке системы:
- снимут навесное оборудование;
- сольют отработанное масло;
- разъединят КПП и блок двигателя;
- помоют, почистят, просушат все элементы;
- определят детали, подлежащие замене;
- поставят новый ремень;
- соберут и установят КПП.
Стоимость замены вариаторного ремня в автосервисе будет зависеть от марки и возраста автомобиля, стоимости запчастей, вида поломки, срочности выполнения работ, затрат на диагностику, необходимости сопутствующих мероприятий по ТО.
Замена ремня вариатора: как это сделать самостоятельно
Каждому автовладельцу не помешает знать о том, как происходит замена ремня вариатора. Он, как любая другая деталь сложного механизма, подвержен износу и со временем может выйти из строя. Печально, когда что-то ломается, особенно если это происходит не вовремя.
Но если знать, как справиться с проблемой, а еще лучше – предотвратить ее, то все становится не так грустно. Давайте разберемся, когда и как именно нужно менять ремень вариатора, предотвращая тем самым падение мощности или выход из строя автомобиля.
Что представляет собой вариатор
Вариатор представляет собой бесступенчатую систему механизмов для передачи вращения от двигателя к рабочим частям машины, которая имеет внешнее управление и дает возможность автоматически менять передаточное число. При этом в соответствии с внешним усилием и оборотами мотора выбирается наилучшее значение, позволяющее использовать наиболее результативно его мощность. Такой тип устройства бывает разных конфигураций, однако для авто используются самые распространенные виды: тороидный и клиноременной.
Вариатор тороидного типа имеет несколько необычный алгоритм действия. Передача усилия происходит с помощью особых роликов, которые имеют форму тора и находятся на одной оси. Для изменения передаточного числа в данной системе необходимо поменять расположение роликов. Если нужна наибольшая тяга, то следует развернуть роликовые зажимы в направлении ведомого вала. При таком положении диаметр контакта вала и ролика будет наименьшим, а с ведомым валом – наибольшим. Во время увеличения скорости необходимо уменьшить число и увеличить вращение, поэтому ролики поворачиваются в сторону ведущего вала. Происходит смена диаметров контакта на противоположные.
Вариатор клиноременного вида применяется на протяжении длительного времени. К основным элементам относятся два раздвижных шкива и ремень трапецеидальной формы, который их соединяет. При сдвигании половинок ведущего шкива происходит выталкивание ремня наружу (словно клин). При этом становится больше радиус шкива, по которому движется элемент, а, следовательно, и передаточное число будет выше. В случае раздвигания половинок ведомого шкива ремень упадет внутрь, радиус движения станет меньше, соответственно и передаточное значение уменьшится. Когда оба шкива останутся в промежуточном положении, передача будет прямой.
На самом деле в данном случае нет передачи как таковой, есть только передаточное число, которое плавно понижается либо повышается согласно «заданному значению». В результате отсутствуют толчки при начале движения и переключении. Хотя, по сути, никаких переключений нет, вариатор плавно и без перерыва меняет передаточное значение в момент увеличения или снижения скорости машины.
Тут возникает резонный вопрос о том, какой использовать ремень при его замене в вариаторе? Естественно, обычная полоска из резины и ткани не подойдет, потому что ее составляющие достаточно непрочные – не продержатся и 1 000 км. Для вариатора клиноременного вида применяют довольно сложные по составу ремни.
К примеру, это может быть стальная лента с особым покрытием. Возможно, комплект тросов из стали со сложным сечением, на которые надеты поперечные тонкие стальные пластинки, имеющие форму трапеции. Их края находятся в контакте со шкивами. Именно так был создан толкающий ремень, который передает мощность обеими половинами. Обычная резиновая полоска легко сложилась бы во время попытки передать предполагаемое усилие, а вот стальная лента будет сопротивляться деформации, то есть обретет жесткость.
Также можно использовать в роли клинового ремня широкую пластинчатую цепь из стали, которая соприкасается с соседними элементами при помощи боковых граней. Пример такой полосы можно увидеть в вариаторе автомобиля Audi.
Признаки износа ремня вариатора
В принципе, замену ремня вариатора надо делать как только появились первые признаки его истирания или начал заканчиваться гарантийный период работы, заявленный производителем.
Предполагается, что возможности данного элемента вырабатываются после 150 тыс. км эксплуатации автомобиля. Однако необходимо принимать во внимание состояние дорожного покрытия и проводить замену через 100 тыс. км.
Понять, что ремень износился можно по следующим показателям:
- мотор работает с пробуксовкой;
- появляются механические колебания, которые чувствуются и при езде на хорошем дорожном покрытии, при этом вибрирование идет не от двигателя, а от места расположения КПП;
- при изменении скорости автомобиль некоторое время передвигается толчками;
- машина начинает хуже разгоняться, временами и совсем притормаживать;
- на консоли происходит загорание индикатора «Check».
Если разбирать данные показатели порознь, то можно предположить наличие различных неисправностей. Однако собранные в одну «корзину» они явно сигнализируют о неисправности в КПП – и тут, вероятнее всего, необходима замена ремня.
Рекомендуем
Конечно, каждая проблема возникает не на пустом месте, а так как сейчас речь идет о неполадках в работе устройства, следует упомянуть некоторые случаи, способствующие истиранию ремня:
- недостаток масла, приводящий к тому, что ремень начинает проскальзывать и в итоге начинает быстрее изнашиваться;
- опасное вождение: резкое торможение, повороты, быстрый разгон, буксование и пр. ведут к тому, что ременной привод растягивается;
- неисправность датчика скорости – при переводе трансмиссии в аварийный режим работы возможна деформация ремня вследствие внезапного нажатия на педаль тормоза;
- возникновение различных препятствий при движении задним ходом приводит к удару, в итоге элемент подлежит замене.
Как заменить ремень вариатора своими руками
Сначала рассмотрим инструменты, необходимые для замены ремня привода вариатора. Итак, вам понадобятся: молоток, ударная отвертка, ключи на 10, 11, 14, шесть хомутов, широкий свободный стол, фотокамера. Важно! Нужно приготовить емкости из пластика, чтобы складывать снятые детали. Также необходимо размещать чаши в том порядке, в котором осуществляется демонтирование элементов, сделать пояснительные надписи, в сложных моментах сделать фото. Такие предосторожности помогут без проблем выполнить монтаж устройства.
Последовательность действий при замене ремня:
- Открутить шесть болтов крышки раздаточной коробки и снять ее, аккуратно поддев при помощи отвертки. Достать деталь – косозубую двухопорную шестерню. Сложить все образовавшие элементы в емкость (и 6 штук болтов), сделать надпись.
- Коробку перевернуть, вынуть вал и фрагмент корпуса коробки. Открутить болты.
- Не торопясь обстукать молотком крышку по периметру и снять ее.
- Снять два зубчатых колеса. Продолжить последовательное складывание деталей в разные емкости, используя принцип – каждая сборочная единица в отдельной чаше. Подписывать их обязательно.
- Открутить винты, которые крепят корпус насоса, снять его цепь и шестеренку. Далее можно без проблем убрать крышку маслонасоса.
- Далее нужно достать вал. Все. Одна сторона коробки вариатора готова. Теперь следует перевернуть коробку и открутить болты, которые держат крышку. Также аккуратно, используя отвертку, нужно отжать ее и снять. Вот и система бесступенчатой смены передаточного отношения между валами, то есть блок вариатора – 2 вала, ремень, замену которого, собственно, и будем проводить.
- Стянуть ремень в паре мест, используя пластиковые хомутики, чтобы предотвратить разламывание при снятии.
- Не спеша достать шкивы и ремень. Будьте внимательны: никакой мусор не должен попасть в данные отверстия. Установить шкивы на стол, оттянуть один из них с усилием и освободить их от ремня. Надеть новый элемент и выполнить сборку.
От чего зависит стоимость замены ремня вариатора в автоцентре
Процедуру можно поделить на две фазы: первичный и вторичный осмотр. В первом случае осуществляется визуальная проверка, во втором – по окончании демонтажа КПП. Увидеть неисправность довольно сложно, потому что ремень, в соответствии с конфигурацией устройства, находится внутри корпуса коробки переключения передач.
Сначала специалист проверяет целостность каркаса коробки переключения передач, отсутствие дефектов, течи. Потом начинает разборку системы.
Главные шаги: снять навесное оборудование, слить старую техническую жидкость, разъединить корпус коробки передач и блок мотора, извлечь из-под машины, поставить на рабочий стол. Потом необходимо все элементы промыть, прочистить, просушить, потому что выявить дефектные детали проще, когда вся грязь удалена.
Далее специалист проводит осмотр всех составляющих устройства, определяет те, которые подлежат замене вследствие различных неисправностей. Потом очередь доходит до клиновидного ремня, заменить который не составит труда. Необходимо повернуть в сторону любой привод и снять элемент. Новый ремень ставится в обратной последовательности.
Стоимость замены ремня вариатора будет зависеть от различных составляющих. Например, от марки авто, его возраста, а также от расположения сервиса и расценок на услуги.
Сколько «живет» вариатор: мнения автовладельцев
- Зависит от многих условий.
«Многие верят, что через 100 тыс. км появляются неприятности, якобы коробка приходит в негодность сразу после завершения гарантийного срока. Ерунда все это. На продолжительность работы ремня влияют разные составляющие, например, езда в городе либо на трассе, своевременная замена технических жидкостей, обращение с КПП во время эксплуатации и пр».
Рекомендуем
«В принципе, год за годом коробки становятся все более надежными, большинство производителей гарантируют их работоспособность свыше 200 тыс. км. Лучше покупать новую машину и относиться к ней правильно, чтобы ездить без волнений. Автомобили из вторых рук следует обходить стороной. К примеру, кроссоверы. Прочитал об этом статью, все правильно написано. У самого вариатор «отпахал» без нареканий свыше 170 000 км».
«Разговаривал с приятелем, давно перегоняющим машины из Японии. Он уверяет, что в среднем 100 тыс. км – потолок для вариатора! Дальше замена ремня. Цена этого удовольствия, правда, высоковата. Однако если срок службы вариатора измерять пустыми разговорами, то тогда автомобиль и не нужен. Для себя я понял одну вещь: срок службы вариатора будет таким, какой стиль вождения ты используешь.»
«Накатано было 165 тыс. км. Техническую жидкость в вариаторе заменил собственными силами, как только купил. Потом примерно через 120 000 км, плюс поддон снял, магнитики осмотрел. Была «шубка», сказали, что не страшно. Во время продажи вариатор никаких неисправностей не выдавал. Был в норме. Признаюсь, при эксплуатации авто был не особо аккуратен: и с места газовал резко, и в гору трудную с грузом пер при 6 тыс. оборотах, и на трассе под 140 км/ч гнал. При желании можно износить в хлам любую деталь. Встречаются и просто невезучие авто. Хотя на японских распродажах видел машинки с пробегом до 300 тыс. км, у которых не было никаких замен трансмиссии.»
«Изначально даже не догадывался о плюсах вариатора. Некоторые полностью его изучили, все знают про замену ремня вариатора в период гарантии. Однако мы покупали машину не для экстремального вождения, хотя мне иногда хочется похулиганить. Сначала переживал, потом успокоился. В принципе, я доволен, что ход ровный и можно быстро ускориться. Идеально и для дальней дороги, и для города.»
Источник https://motoran.ru/transmisii/chto-takoe-variator
Источник https://variator.expert/ustrojstvo/variatornyj-remen
Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-remnya-variatora/