16 видов топлива, на котором могут передвигаться автомобили

На чем ездят автомобили?

Доступность, стоимость и эффективность автомобильного горючего волнуют владельцев и конструкторов автомобилей со времени изобретения «самодвижущейся повозки». Первые экипажи с паровыми двигателями не стали востребованными именно из-за малой эффективности дров и угля в качестве топлива. Не возобновляемые запасы нефти, служащей основным сырьем для производства основных видов автомобильного топлива, заставляют мотористов изобретать новые двигатели для авто, работающие на альтернативном горючем или электроэнергии.

Основные виды топлива для двигателей внутреннего сгорания

Подавляющая часть легковых автомобилей использует двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. Массово применяются и дизельные ДВС, получившие широкое распространение в комплектации мощных внедорожников и грузового автотранспорта. В меньших масштабах используются газобаллонные установки, работающие на сжиженных газах — метане и пропан-бутане. Эти три вида автомобильного горючего можно считать основными видами топлива для массовых двигателей внутреннего сгорания.

Бензин

По массовости применения бензин, как автомобильное топливо, лидирует среди всех видов горючего. Благодаря присадкам и добавкам смесь легких углеводородов избавлена от основного недостатка — повышенной детонационной способности. В нефтехимической промышленности основное количество бензина получают путем перегонки нефти. Менее распространены такие способы производства, как осушка газов, переработка угля, вторичная переработка мазута.

бензин льется из заправочного пистолета

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания, которые выпускают все автомобилестроители мира, бензин используется как воздушно-топливная смесь. Для возгорания смеси применяется электрический разряд свечей зажигания. По теплоте сгорания, достаточно простым методам переработки, бензин превосходит другие продукты нефтехимии. Этим обусловлены его доступность и массовое производство.

Основным недостатком бензина признано большое количество токсичных выхлопов, выбрасываемых в атмосферу традиционными ДВС. Среди них наиболее вредны окись углерода, сажа, окислы азота, соединения свинца из антидетонационных добавок, канцерогены (бензпирен, антрацен). Для снижения количества вредных веществ приходится применять сложные конструкции выхлопных систем с поглотителями и катализаторами, которые увеличивают стоимость автомобиля. Кроме того, массовое производство автомобильного бензина несет угрозу истощения мировых запасов нефти.

Дизельное топливо

Дизельное топливо, не имеющее определенной химической формулы, состоит из смеси нафтеновых, парафиновых, ароматических углеводородов. Автомобильное дизтопливо получают при прямой перегонке нефти (керосиново – газойлевых фракций).

Главным достоинством дизтоплива для автомобильной промышленности стала низкая (по сравнению с бензином) себестоимость производства. Именно этот фактор послужил главной причиной многолетних усилий по конструированию сложных дизельных моторов.

При сравнимой с бензином теплоте сгорания, тяжелые фракции дизельного топлива воспламеняются при температуре выше 700 градусов, для этого используется высокая степень сжатия топлива. При конструировании моторов, приемлемых для автомобилей по весу, вибрации, понадобилось изобретения насосов высокого давления, прецизионных распыляющих форсунок. Дизельные двигатели в производстве по-прежнему сложнее и дороже бензиновых моторов. При этом дизель более экономичен, потребляя меньшее количество топлива при равных скоростях и пробегах машины.

Основные минусы использования дизтоплива аналогичны недостаткам бензина. Кроме того, из дополнительных недостатков можно отметить повышенное содержание серы, увеличенное количество нагара и лаковых отложений в цилиндрах двигателя.

Пропан-бутан и метан

Из нескольких видов природных газов, пригодных для работы автомобильного двигателя, в странах СНГ в торговых масштабах производятся нефтяной пропан-бутан и шахтный метан. На сжиженном или сжатом газе работает газобаллонное оборудование, которое можно без переделок двигателя установить на любую машину с бензиновым мотором.

заправка газом авто

Достоинствами газового топлива признаны меньшая стоимость, сниженное количество вредных выхлопов. К недостаткам горючего относят взрывоопасность, падение мощности двигателя, уменьшение полезного пространства багажника при установке ГБО.

Альтернативные горючие топлива

В качестве альтернативных автомобильных топлив можно рассматривать только те виды, которые получили практическое применение на существующих моделях авто, машинах серийного выпуска.

Спирты

Этиловый и метиловый спирты издавна использовались как замена бензину при дефиците продуктов нефтехимии. Уступая бензину в теплоотдаче, спирты в большинстве стран не рассматриваются как альтернатива продуктам нефтепереработки. Получение спиртов из нефти и газа требует сложных технологий, продукты по себестоимости дороже бензина.

В бензиновых двигателях без дополнительной переработки можно использовать добавку не более 30% спирта. Чтобы повысить процент содержания спирта в бензине до этой величины, нужно растачивать отверстия жиклеров, заменить обычный бензобак на нержавеющий, поменять прокладки головки блока цилиндров. При обычной норме добавок спиртов (10 – 15%) автомобильный ДВС серийных моделей столько же теряет в мощности. Достоинством спиртовых добавок признано уменьшение токсичных выхлопов.

Основными недостатками спиртов в качестве добавки к традиционным горючим становятся расслоение спирта в бензобаке, способность летучего эфира активно впитывать воду (засоряет двигатель). Эти проблемы особенно актуальны для России, где применение спиртовых добавок не практикуется.

Экономически использование спиртовых добавок рентабельно только в странах, где возможно производство спирта с низкой себестоимостью. Поэтому в применении спирта лидируют Бразилия и Южная Азия, добывающие дешевое исходное сырье из сахарного тростника, не требующего ухода.

Биогаз и генераторный газ

Биогаз и генераторный газ (синтез-газ), содержащие большой процент метана, получают на биогазовых заводах или в специальных генераторных установках. Для производства газов могут использоваться отходы сельского хозяйства (солома, птичий помет, мясные субпродукты, водоросли) или промышленности (угольная крошка, торф, опилки).

схема завода биогаза

Схема завода по производству биогаза

Не принимая во внимание разницу в процессах производства (брожение или получение в газогенераторах), важно, что оба вида газа для использования в обычных двигателях внутреннего сгорания требуют установки специального оборудования. Успехи в использовании биогаза и синтез-газа характерны для стран с ограниченными нефтяными ресурсами. Так, в Китае до 70% сельского автотранспорта работает на биогазе. В Швеции автопроизводители «Вольво» и «Скания» выпустили специальные автобусы, работающие на биогазе.

При развитом производстве этих газов их достоинствами становятся низкая стоимость (50% от цены бензина) и экологическая сбалансированность (снижение выбросов углекислого газа, сажи, отсутствие неприятных запахов). Для стран СНГ использование обоих видов газа пока не актуально, так как не существует биогазовых заводов, не выпускаются газогенераторные установки, нет сети заправок.

Биодизель

Биодизель не требует для применения конструктивных переделок дизельного двигателя. Основной причиной его применения вместо «солярки» или в качестве добавок становится беспокойство о сокращении вредных выхлопов.

Достаточно заметить, что в ряде европейских стран (особенно ­– в Германии), на автозаправках колонки с биодизелем начали устанавливаться более 20 лет назад. Многие производители дизтоплива официально добавляют в основное горючее 10 – 15% биодизеля.

Реальность конкуренции биодизеля с минеральным дизтопливом подтверждается рядом фактов. Автомобильные двигатели на биодизеле уже начал выпускать автоконцерн «Скания». Моторы для грузовиков, поддерживающие экологический стандарт «Евро 6», не требуют переделки под новый вид топлива, одинаково успешно потребляют обычную солярку и биодизель.

Основой биодизеля является горючий метиловый эфир, который можно выделять при переработке сельскохозяйственных масличных культур (рапса, подсолнечника) или выделять из отходов кулинарной промышленности.

схема производства биодизеля

Главным достоинством биодизеля признана экологическая чистота, связанная с малым содержанием в автомобильных выхлопах серы, углекислого газа, сажи. Все компоненты выхлопа природная среда (почва, вода) разлагают за месяц.

Автомобилисты считают недостатками биодизеля падение мощности двигателя (до 7%) и увеличенный расход горючего (до 8%). Кроме того, рапс (основное сырье производства топлива) истощает почву, требует постоянной смены посевных площадей для отдыха земли.

Вопрос низкой стоимости биодизеля относится к спорным, так как европейские страны освобождают этот вид горючего от ряда налогов. В странах СНГ основные объемы производимого растительного горючего уходят на экспорт в Европу, колонки с биодизелем на автозаправках встречаются редко.

Водород

Основным препятствием к использованию водорода, лидирующего по теплоте сгорания, была сложность хранения сжиженного газа (нужен криогенный бак), контроль реакции и подачи топлива в двигатель.

Первый серийный автомобиль на водороде выпустил концерн Toyota. Модель Mirai использует электрохимический генератор, питающий электромотор мощностью 136 л.с. Второй серийной моделью на водородном топливе стала Honda FCV. Оба автомобиля пока выпускаются ограниченными тиражами для внутреннего японского рынка

honda clarity fcv

Honda Clarity FCV

Основным достоинством водородных двигателей уже сейчас можно считать выхлоп, состоящий из чистого водяного пара. В будущем следует ожидать наращивания мощности и удешевления двигателей на водороде.

В кратком виде достоинства и недостатки горючих видов автомобильного топлива можно представить в виде небольшой таблицы.

ТопливоТеплота сгорания в мега-джоулях на килограммДостоинстваНедостатки
Водород141Лучшая теплоотдача из всех известных горючих, экологическая чистота выхлопа.Необходимость конструирования новых двигателей. Отсутствие сети заправок.
Бензин42 — 44Доступность, разнообразие сортов, основной тип ДВС.Большое количество вредных выхлопов, угроза природным нефтяным запасам.
Дизельное топливо42,5Доступность, появление экономичных двигателей.Вредные выхлопы дизтоплива, угроза природным нефтяным запасам.
Биодизель37,2Экологическая чистота, растительное происхождение.Падение мощности двигателя, увеличенный расход горючего. Отсутствие развитого производства и сети заправок в СНГ.
Спирты30Низкая стоимость для стран с сельскохозяйствен- ным производством спирта. Экологическая чистота.Низкая теплоотдача, падение мощности бензиновых ДВС.
Метан50Доступность, развитая сеть заправочных станций.Падение мощности двигателя, необходимость установки специального оборудования.
Пропан-бутан46,8Доступность, развитая сеть заправочных станций.Падение мощности двигателя, необходимость установки специального оборудования.
Биогаз и генераторный газ46,8Экологическая сбалансированность, возможность использования различных видов отходов, низкая стоимость.Необходимость установки газогенераторных установок, малая мощность двигателей.
Читать статью  Учет расходов на топливо по путевым листам в «1С: Бухгалтерии 8»

Как нетрудно заметить, все альтернативные виды горючего не требуют кардинальной переделки двух основных типов ДВС.

На совершенно иных принципах преобразования энергии построены электромобили, поэтому электричество в качестве автомобильного движителя нужно рассматривать отдельно.

Электромобили и гибриды

Низкая стоимость электроэнергии давно привлекала автоконструкторов. Создание недорогого электромобиля с приемлемой дальностью пробега упирается в большой вес и недостаточную мощность существующих аккумуляторов. Технически установить электромотор на колесную пару или каждое отдельное колесо менее сложно.

Тем не менее, «чистые» электромобили уже выпускают концерны «БМВ» (компакт i3 и спорткар i3s), «Опель» с моделью Ampera-e, «Ситроен» с моделью E-Mehari. Полностью электрическим стал и кроссовер Jaguar I-Pace. Основными достоинствами электромобилей считаются экологическая чистота и бесшумность.

Среди применяемых аккумуляторов лидируют литий-ионные батареи, перспективны литий-фосфатные, гелевые АКБ. Временным выходом, до создания эффективных аккумуляторных батарей, стали гибридные конструкции, которые выпускают все ведущие автопроизводители. Сочетание бензинового мотора с несколькими электрическими двигателями стало основой конструкций таких неординарных моделей, как Outlander PHEV от «Мицубиши», кросс-купе «Ауди Q8», Порш Кайенн «E-Hybrid».

16 видов топлива, на котором могут передвигаться автомобили

16 различных видов топлива, на котором может ездить ваш автомобиль

А что картошка? Ты думаешь, картошка – это так вот просто, сварил и съел? Да? Не тут-то было! Из картошки знаешь, сколько можно блюд приготовить?

Тося из фильма «Девчата»

Примерно в таком же ключе, как это сделала героиня фильма «Девчата», защищая картошку от нападок лесозаготовителей Урала, можно возразить тем людям, которые в ответ на вопрос «На чем могут ездить автомобили?» утверждают, что всего на нескольких видах топлива, вроде того, что только на бензине, дизеле да газе. На самом деле ассортимент гораздо шире. И как минимум на данный момент можно выделить 16 крупных групп и подгрупп альтернативных видов энергии для приведения автомобиля в движение, которые имеют все шансы в будущем заменить привычные варианты топлива.

Давайте рассмотрим, какие варианты доступны уже сейчас для заправки вашего автомобиля, а какие будут доступны в будущем, помимо бензина и дизельного топлива.

Мы много слышим об альтернативных видах топлива для автомобилей, но какие есть варианты? Пробежимся по ним и отметим отличительные особенности каждого из них.

Сжиженный нефтяной газ (СНГ)

Сжиженный нефтяной газ уже пытались использовать в качестве топлива для автомобилей. К примеру, в конце 1990-х годов Opel, Volvo, а также ряд других производителей предлагали его в качестве выбора для своих двухтопливных моделей. Такие автомобили запускались на бензине, а затем, после прогрева, переходили на сжиженный нефтяной газ.

В континентальной Европе и в других частях мира «СНГ», или «автогаз», как его часто называют, остается третьим по популярности видом топлива после бензина и дизельного топлива. Он производит меньше вредных выхлопных газов, и он в два раза дешевле, чем бензин. Однако нужно учитывать его больший расход – ровно в два раза по сравнению с обычным жидким бензином.

Водород

Водород – топливо, которому уже много десятилетий пророчат большое будущее, которое никак не хочет наступать. С одной стороны, известно, что из выхлопной трубы заправленного водородом автомобиля будет вылетать только водяной конденсат, но, с другой, также хорошо изучено, что выделение (производство) водорода крайне дорого (дороже бензина и уж тем более газа), к тому же его хранение взрывоопасно, по крайней мере, в баллонах под давлением, а в специальных ячейках безопасно, но дорого.

Топливный элемент автомобиля работает путем объединения водорода из бака с кислородом для производства электроэнергии, на которой работает двигатель. Фактически автомобиль имеет свой собственный бортовой генератор, а не держит электроэнергию в батарее.

Биоэтанол

Биоэтанол получается в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива. Полученный этанол затем смешивается с бензином или дизельным топливом для получения нового типа топлива, которое может быть использовано в большинстве автомобилей с ДВС как с небольшими конструкционными изменениями, так и без.

Количество биоэтанола, смешанного с ископаемым топливом, колеблется от 10% (Е10) до 15% (Е85). С экологической точки зрения использование биоэтанола имеет смысл, поскольку углекислый газ, который он производит при сжигании в двигателе, компенсируется газами, поглощенными им во время его производства. Недостаток – повышенный расход.

Сжиженный природный газ (СПГ)

В мире насчитывается около 20 миллионов транспортных средств, использующих СПГ (сжатый под большим давлением до жидкого состояния природный газ). Многие из них – автобусы и грузовики, которые работают в городских условиях, что позволяет им свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. СПГ на 75% уменьшает выбросы твердых частиц в атмосферу по сравнению с дизельным топливом, а также создает меньше углекислого газа, чем бензин, и до 90% меньше оксида азота.

Биодизель

Плюсом биодизельного топлива можно считать то, что его получают из восстанавливаемых органических элементов. В зависимости от поколения биодизеля (всего их три) топливо могут получать из рапса и других сельхозкультур, из жиросодержащих отходов и из липидов микроводорослей.

Промышленное производство биодизеля обходится дороже, чем получение дизельного топлива из нефти, поэтому этот вид горючего прижился слабо. Плюс к этому биодизель сложно назвать нейтральным веществом – растворяющие свойства у него получше будут, чем у обычного дизеля, поэтому фильтры нужно менять чаще, чтоб они не пришли в негодность.

Пропан

Важно отличать пропан от сжиженного газа. Пропан можно назвать СПГ, но не весь СПГ состоит из пропана. Немногие автомобили работают исключительно на пропане, и большинство из них используют его как биотопливо, где они работают сперва на бензине, а затем переключаются на пропан, чтобы уменьшить выбросы.

Поскольку пропан – это газ, ему нужен больший резервуар для хранения достаточного его количества. Двигатель будет сжигать на 27% больше пропана, чтобы достичь той же мощности, что и бензин. Стоит также отметить, что пропан работает наилучшим образом в холодных климатических условиях.

Если бы это было возможно – просто залить воду в бак и поехать… это был бы прорыв в технологии передвижения. Увы, пока такого чуда техники в реальности не придумали. Не верьте всяким врунам на YouTube.

Принцип работы заключается в использовании электролиза для разделения воды на кислород и водород. Этот процесс требует электричества, очень много электричества, которое будет вырабатываться полученным водородом. Однако при сжигании водорода будут тепловые потери, что делает всю установку неэффективной.

Но не все потеряно. Необходимая для электролиза воды электроэнергия может быть собрана солнечными панелями, установленными на корпусе автомобиля, и тогда все заработает. В теории… На практике сделать это на данном этапе развития невозможно, по крайней мере, чтоб автомобили получились экономически выгодными.

Воздух

Задумка, над которой работают несколько компаний, а именно: Jaguar Land Rover Tata и Citroën.

Более вероятное использование сжатого воздуха из двух компаний предложил Citroën в модели Cactus Airflow 2L в 2014 году. Он использовал обычный бензиновый двигатель, но с дополнительными двумя воздушными цилиндрами, которые заряжаются при помощи регенеративной энергии. Бензиновый двигатель совмещен с системой «Hybrid Air», использующей энергию сжатого воздуха, накапливающегося в специальных резервуарах, для вращения ведущих колес, что снизит нагрузку на ДВС и уменьшит расход дорогого топлива.

Не смейтесь: пар был серьезным конкурентом двигателю внутреннего сгорания в первые годы после появления автомобилей с ДВС. Один автомобиль на заре автомобильной эры (в 1906 году) даже установил мировой рекорд скорости на суше – 200 км/ч. Сейчас такие машины делают только энтузиасты.

Кинетическая энергия

Также еще один из альтернативных источников энергии, который широко используется автопроизводителями и чаще называется рекуперативным торможением. Идея проста: по мере того, как автомобиль замедляется, его энергия движения возвращается для зарядки аккумулятора, а не теряется с теплом и скрежетом при торможении.

Как и во всех формах передачи энергии, превращение кинетической энергии в накопленную никогда не бывает на 100% эффективным, поэтому вы не можете управлять автомобилем исключительно путем накопления энергии и последующего ее высвобождения при необходимости. Кроме того, для достижения разумных расстояний вам нужна большая батарея для хранения электричества, а это лишний вес. Чем тяжелее автомобиль, тем больше кинетической энергии он должен преобразовать в накопленную энергию посредством рекуперативного торможения.

Солнечная энергия

Идея автомобиля, который никогда не нуждается в подзарядке или заправке топливом, приближается к реальности при помощи солнечной энергии. Этот источник энергии был опробован уже множество раз в различных направлениях деятельности человека. Но была одна загвоздка – из него было трудно извлечь достаточно энергии при малой площади.

Голландская фирма «Lightyear» утверждает, что она решила эти проблемы с помощью своей технологии, которая должна появиться в продаже в 2020 году.

Азот – самый распространенный газ в атмосфере, составляет около 78% воздуха. Мы им дышим. Использование его для питания автомобилей имеет смысл, поскольку у него будет очень мало вредных выбросов при использовании в качестве топлива. Помещенный в резервуар в жидком виде, он работает подобно «воздушным» двигателям.

Когда азот впрыскивают из резервуара, он расширяется при резком переходе из жидкого в газообразное состояние, и эту почти мгновенную реакцию расширения можно использовать для того, чтобы привести в действие турбину. Турбина будет вращать генератор для выработки электричества, которое будет использоваться для приведения в движение автомобиля. Недостатками является то, что жидкий азот является очень опасной жидкостью, а также то, что пока нет никакой инфраструктуры для его заправки.

Читать статью  Причины повышенного расхода топлива

Аммиак

Аммиак использовался для питания двигателей внутреннего сгорания еще в 1943 году. С тех пор он не оказал большего влияния, потому что обладал низкой плотностью энергии – где-то в два раза ниже, чем у бензина.

Однако аммиак можно производить дешево и в больших количествах, его можно использовать в качестве топлива для поршневых двигателей или в топливных элементах для выработки электроэнергии. В аммиаке нет углерода, поэтому он производит нулевые вредные выбросы углекислого газа. То, что удерживает его от использования в качестве топлива в настоящее время, касается его безопасности при хранении на автозаправочных станциях и на борту автомобилей.

Древесный газ

Древесный газ был известен с 1870-х годов и достиг наибольшей популярности во время Второй мировой войны, когда топливо было дефицитным. Он генерируется путем газификации древесины или древесного угля, который затем приводит в действие двигатель внутреннего сгорания. Правда, о высокой мощности и экологичности (нужная древесина) можно забыть. Автомобиль ехать будет, но не быстро.

Алкоголь

Выражение «залью себе пол-литра» может заиграть новыми красками, если алкоголь станет автомобильным топливом. На самом деле «алкогольные» автомобили использовались и раньше, в основном в спорте. Например, в дрэг-рейсинге, где заливается метанол. Плюс – это высокое октановое число метанола и других спиртовых видов топлива, таких как бутанол и этанол, и все они могут использоваться с двигателями внутреннего сгорания.

Метанол имеет меньшую плотность энергии, чем бензин, поэтому для получения такой же мощности от двигателя необходимо использовать большее его количество. Однако есть доказательства, что при производстве спиртового топлива используется больше парниковых газов, чем при его сжигании в двигателе, поэтому с точки зрения матушки-природы алкоголь использовать в виде топлива для машин очень даже выгодно.

Топливный вопрос

Автомобили могут ездить на воздухе, спирте, на дровах. Но все же самые распространенные виды автомобильного топлива сейчас — это бензин, дизель, газ и электричество. «Деньги» разбирались, какие плюсы у каждого из них в наступившем весенне-летнем сезоне.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Изобретенная в 1825 году английским ученым Майклом Фарадеем смесь углеводородов под названием бензин (переводится с арабского как «благовонное вещество») сегодня является доминирующим видом топлива для автомобилей в России. По данным «Автостата», бензиновым типом двигателя в настоящее время пользуются 84% автовладельцев, второе место по популярности держит дизельное топливо (более 10%), далее идет газ (около 5%) и оставшиеся чуть более 1 процента приходятся на электричество.

Распространенность автомобилей на бензине объясняется тем, что такие машины по своей конструкции самые надежные и дешевые в эксплуатации. «Двигатель с искровым зажиганием, работающий на бензиновом топливе,— прямой потомок изобретения Готлиба Даймлера, автомобили на бензине считаются самыми простыми с точки зрения конструкции и недорогими в обслуживании»,— говорит Александр Багрецов, руководитель проектов консалтинговой группы компаний SRG.

Минус бензинового топлива — его высокий расход. В лучшем случае автомобили на таком виде топлива в среднем расходуют порядка 8–9 литров на 100 км в смешанном цикле (в городе и на трассе). «В основном среди бестселлеров российского рынка присутствуют автомобили с приводом на переднюю ось и двигателем 1,6 литра, чаще без турбонаддува,— продолжает Александр Багрецов.— Это, например, такие автомобили, как Huyndai Solaris и Creta, KIA Rio и Rio-X, Renault Logan, Sandero, Duster, Kaptur, а также Lada Vesta, Granta, Volkswagen Polo, Skoda Rapid. Все они имеют небольшой расход топлива: в пределах 10 литров в городском цикле и 6–7 литров — на трассе. Но самые малокубатурные турбированные версии этих автомобилей с мотором 1,3 и 1,4 литра мощностью до 150 л. с. за счет турбонаддува последнего поколения имеют расход бензина 5–7 литров на 100 км для трассы и города».

Более экономичны автомобили с дизельным мотором, который в 1893 году изобрел немецкий инженер Рудольф Дизель, придумав принцип воспламенения топлива в цилиндре от сжатия (а не от искры, как у бензиновых моторов). Современные дизельные моторы способны в среднем потреблять в 1,3–1,5 раза меньше топлива, чем двигатели на бензине. В смешанном цикле расход здесь вполне может составлять 6–7 литров, а некоторые модели вполне могут обойтись потреблением в районе 5 литров на 100 км. По цене дизельное топливо этой весной чуть дороже бензинового: по данным портала benzin-price.ru, в конце апреля средняя цена бензина марки Аи-95 составляла 52,5 руб., дизельного — 53,9 руб. за литр.

Но с дизельными моторами есть нюансы, которые прежде всего связаны с их более дорогим обслуживанием. «У современного мощного дизельного двигателя расход топлива ниже, чем у бензинового мотора, благодаря более высокому развиваемому крутящему моменту, а также высокой степени сжатия и характера горения топлива. Также дизельный мотор реже, чем бензиновый, перегревается в пробках,— указывает Роман Тимашов, директор по сервису компании «Автодом Алтуфьево».— Однако, например, из-за высокого содержания серы в российском дизельном топливе автовладельцу придется в два раза чаще, чем на авто с бензиновым двигателем, менять масло и топливный фильтр».

«К прочим процедурам технического обслуживания дизельного мотора относится замена топливных форсунок, которая производится в интервале пробега 100 тыс. км,— продолжает Александр Багрецов.— Это дорогостоящая услуга, цена на которую находится в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб. в зависимости от типа двигателя и марки автомобиля. Также все дизельные моторы сейчас оснащены турбонаддувом, и нужно особенно бережно относиться к турбокомпрессору. Цена замены турбины у такого мотора сейчас может составлять несколько сотен тысяч рублей».

Также дизельные моторы обычно более шумные, они плохо заводятся при сильном морозе, их конструкция более тяжелая, а сами по себе дизельные автомобили более дорогие. «Дизельные авто в среднем стоят на 30–40% дороже бензиновых модификаций такого же класса, сегодня в среднем дизельный авто с пробегом обойдется в 2,5 млн руб., в то время как средняя цена подержанного бензинового авто составляет 1 млн руб.,— говорит Петрос Мкртычян, генеральный директор «СберАвто».— Но силовые агрегаты на дизельном топливе позволяют сэкономить примерно 30% горючего, поэтому отлично подойдут для коммерческого транспорта. К тому же средний ресурс легкового дизельного двигателя обычно выше примерно в полтора раза, чем у бензинового. Так что авто на дизеле популярны и востребованы у россиян: по данным исследования «СберАвто», проведенного в 2021 году, 24% автолюбителей со всей России назвали именно дизельные авто идеальными для собственных нужд».

Газовый вариант

Конкуренцию дизельным моторам в последние годы все увереннее составляют моторы на газе. Главное преимущество такого вида топлива — оно гораздо дешевле. Этой весной литр газа на заправках стоит 26,3 руб., что вдвое доступнее, чем бензин и дизель. При этом газовое топливо позволяет экономить на обслуживании двигателя. «У газового топлива есть свои преимущества перед бензином: при работе автомобиля газ полностью сгорает, а газово-воздушная смесь не вымывает смазку в трущей паре цилиндров и колец,— объясняет Роман Тимашов.— Из-за снижения уровня смолистых осадков и нагарообразования на деталях головки блока и поршнях меньше загрязняется моторное масло. Эти факторы увеличивают межремонтный период работы двигателя и срок службы моторного масла в 1,5–2 раза, а свечей зажигания — на 40%, а также снижают токсичность выхлопных газов (СО) в 2–3 раза. Газовое топливо сгорает медленнее, чем бензин, и мотор при этом работает в два раза тише бензинового двигателя».

Дело вкуса

Бензиновые авто все еще самые массовые на рынке из-за того, что инфраструктура, приспособленная под них, самая обширная: это и сети заправок, и мастера по обслуживанию на различных СТО.

Генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев

Генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев

Фото: Из личного архива

Генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев

Фото: Из личного архива

Расход топлива — вещь относительная: смотря на чем и как ездить. Если мы говорим о малолитражках и езде по городу — нормальной кажется цифра 8 литров/100 км, если о каких-либо бизнес-седанах или кроссоверах — тут уже 9–12, ну а авто с большим объемом двигателей (внедорожники, спорткары, люкс-класс) — тут 15+ литров. Что касается экономичности самого двигателя, то тут на первом месте турбированные двигатели малого объема: сейчас на российском рынке это мотор концерна Volkswagen 1.4TSI — из личного опыта могу сказать, что при езде с соблюдением ПДД автомобиль Skoda Octavia с таким двигателем показывает средний расход на трассе 5,3 литра/100 км, а в городе — 6. Если же вы фанат американских «маслкаров» или же японских внедорожников, то тут речь об атмосферных двигателях, полном приводе, ярких эмоциях и драйве — но никак не об экономии топлива. Дизельные моторы — это ресурсные аппараты для повседневной езды. Изначально они были на грузовой и спецтехнике, но постепенно перешли и на легковушки. Сейчас цена топлива не сильно отличается от бензина — поэтому трудно сказать, что вы экономите на разнице. Но тем не менее дизельные двигатели экономичнее бензиновых по расходу топлива: для примера, новая BMW 730 по трассе «кушает» 7 литров, а Prado — 9,3 литра. Главная проблема дизельного топлива — это его нелюбовь к низким температурам, что характерно для большей части России зимой. Однако в современном мире есть много видов присадок и устройств по подогреванию топлива. Что касается газа, то у нас он пока что дешевле других видов топлива. Но ставить его на машину я бы рекомендовал только тем, кто понимает, что это авто купили себе надолго, или действительно тем, кто занимается извозом. Качественная установка и переоборудование авто — это крупная сумма денег в 60–100 тыс. руб. Гибридные же автомобили — новые такие машины могут стоить и в два раза дороже своих бензиновых конкурентов. Но если считать дальнейшие затраты, то за год вы будете почти вдвое экономить на топливе. Покупка авто с пробегом — это всегда покупка кота в мешке, а в случае с гибридом особенно. У нас слабо развита сеть по обслуживанию таких авто, поэтому при поломке электромотора вы можете заплатить вторую стоимость покупки машины за ее ремонт.

Читать статью  Как происходит списание ГСМ на арендованный автомобиль

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой автопрокат»

Однако газовое топливо несколько снижает мощность мотора, у него может быть на 20–30% выше расход топлива, также газовое оборудование требует дополнительного обслуживания. «Некоторые виды газового оборудования могут снижать мощность двигателя до 7%,— продолжает Роман Тимашов.— Также для газобаллонного оборудования (ГБО) требуется достаточно много пространства, что существенно уменьшает багажное место в автомобиле. Кроме того, необходимо сливать конденсат (поскольку он разъедает мембрану), регулировать клапаны через 10 тыс. км, следить за температурой автомобиля: перегретое авто увеличивает давление газа в баллоне. Расход газа выше, чем бензина — 12–15 литров на 100 км пути, хотя цена газа примерно в два раза ниже бензина».

Для перехода на газ требуются существенные первоначальные затраты на приобретение и установку нужного оборудования, например, от таких компаний, как Lovato, Tomasetto, BRC (Италия), STAG и Valtek (Польша), Alpha (Россия). Само газовое топливо сейчас предлагается в виде двух ключевых типов: пропан (на нем передвигаются примерно 70% газовых авто) и метан (30%). У пропана рабочее давление хранения (в сжиженном виде) составляет не очень высокие 12–15 атмосфер, таким образом, емкости для этого газа более простые, легкие и доступные по цене. Метан, в свою очередь, хранят не в сжиженном виде, а газообразном, под высоким давлением в 200–270 атмосфер, что требует более дорогого оборудования. С учетом недавней коррекции курса рубля приобретение и установка газового оборудования для пропана этой весной и летом обойдется в России в 70–80 тыс. руб., для метана — в 120–130 тыс. руб.

Гибридный подход

Еще один набирающий обороты тип топлива для автомобилей — это электричество. Чистые электромобили на российском авторынке стали появляться недавно, и они еще не распространены, а вот гибридные модели (которые работают на электричестве и традиционном топливе) уже успели получить довольно широкое распространение. Такие машины способны потреблять всего 3–4 литра бензина на 100 км. «Гибридные автомобили используют на 30% меньше топлива, чем авто с бензиновым двигателем. Кроме того, гибридный мотор снижает объем токсичных выхлопов, а также накапливает энергию для аккумулятора в процессе торможения и использует ее повторно,— отмечает Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр».— Такой двигатель дает возможность автовладельцу продолжать движение, если в дороге у авто закончился бензин, или в обратной ситуации — разрядилась аккумуляторная батарея. Одновременно гибридный мотор позволяет экономить на техническом обслуживании: за счет того, что бензиновый двигатель в гибридных автомобилях используется в более щадящем режиме и меньше изнашивается. Из-за особенностей гибридной системы тормозные колодки работают меньше, чем у автомобилей с бензиновыми моторами, и также менее подвержены износу, чем у авто с бензиновым двигателем. Однако сложность гибридной конструкции требует и высокую цену автомобиля по сравнению с авто с бензиновым двигателем при прочих равных условиях, что увеличивает период окупаемости. Дополнительная аккумуляторная батарея делает автомобиль тяжелее, это отражается на его маневренности».

Особенности эксплуатации в городе

Что касается автомобилей, работающих на бензине или на дизельном топливе, то надо понимать, что физические процессы у таких двигателей разные. Дизельные моторы работают в более напряженном режиме, как тепловом, так и по степени сжатия. Отсюда вывод, что современный дизельный двигатель более требователен к уходу, к топливу, к условиям его эксплуатации и обслуживания. Из эксплуатационных характеристик, которые представляют большой интерес для потребителя, надо отметить, что в силу более высокого коэффициента полезного действия дизельный двигатель выбрасывает гораздо меньше тепловой энергии в окружающую среду. Эксплуатация в высоких широтах при низких температурах, возможно, будет не совсем комфортна, потому что автомобиль с дизельным двигателем довольно плохо прогревается, а соответственно, не всегда возможно, использовав только систему охлаждения двигателя, в достаточной степени отопить салон транспортного средства зимой. Кроме того, дизельный двигатель гораздо более шумный, чем бензиновый.

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов

Фото: Из личного архива

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов

Фото: Из личного архива

Что касается газового топлива, то здесь нужно различать сжиженный газ и сжатый газ. Сжатый газ редко применяется в индивидуальных легковых автомобилях малого класса. В основном применяется для коммерческих автомобилей и для транспорта общего пользования. С другой стороны, сжиженный газ, пропанобутановая смесь, широко используется в индивидуальных автомобилях, так как она требует значительно меньшего внимания при обслуживании, является одной из безопасных систем питания автомобиля. Выбор силового агрегата, работающего на газовом топливе, скорее всего, будет интересен для эксплуатации его в городских условиях. Кроме того, именно в городских условиях важна экологическая составляющая, так как объем загрязняющих веществ у автомобилей, использующих газообразное топливо, значительно меньше, чем у автомобилей, использующих бензин или дизельное топливо. Это важно для сохранения качества городской среды.

Пожалуй, наиболее оптимальным является вариант покупки автомобиля с гибридным силовым агрегатом: электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания, использующим запас топлива в виде аккумуляторных батарей и жидкого или газообразного топлива. Такой автомобиль может эксплуатироваться как в условиях города, так и на длительных загородных поездках. Однако такие автомобили существенно дороже, существенно сложнее в обслуживании. Батареи для хранения электрической энергии имеют немалый вес и занимают довольно много пространства в автомобиле. Гибридный автомобиль — довольно сложное устройство, совмещающее в себе довольно сложную трансмиссию (электрический автомобиль, двигатель внутреннего сгорания, а также источники хранения энергии). Все это, конечно, сказывается на его цене. Пока, к сожалению, рынок электрических или гибридных автомобилей, бывших в употреблении, не настолько развит, как рынок автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Люди опасаются приобретать бывшие в употреблении электрические автомобили, в первую очередь из-за довольно сложной диагностики состояния аккумуляторных батарей гибридного либо электрического автомобиля, а соответственно, их высокой стоимости при замене или ремонте.

Михаил Якимов, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Участники рынка говорят, что характеристики гибридов привлекательны для большинства потребителей, однако распространение таких машин сдерживает более высокая изначальная цена. В новом состоянии гибридный автомобиль может быть на 40–50% дороже, чем бензиновый аналог, разница в цене на подержанные варианты может быть еще больше: по данным «Авито Авто», по итогам первого квартала 2022 года средняя цена автомобиля с пробегом с гибридным двигателем в России составила 1,098 млн руб., что более чем вдвое дороже, чем средняя цена обычных подержанных авто. В «Авито Авто» указывают, что популярность автомобилей с гибридным двигателем продолжает расти: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи таких автомобилей на рынке авто с пробегом в первом квартале 2022 года выросли более чем в три раза. В первую десятку самых популярных гибридных авто с пробегом сейчас входят таким модели, как Toyota Prius (средняя цена 905 тыс. руб.), Honda Vezel (средняя цена — 1,26 млн руб.), Toyota Alphard (средняя цена 2,2 млн руб.).

«По опросам, 22% российских автовладельцев не против приобрести гибридное авто, где можно использовать как традиционное топливо, так и электроэнергию,— отмечает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.— Однако в российском автопарке гибриды практически отсутствуют: высокая цена и расходы на обслуживание — основные причины их низкой популярности». Так, минимальная цена на новый автомобиль с гибридным двигателем начинается от 2 млн руб. (Geely Atlas Pro), а средний чек за обслуживание такого авто составляет 18,9 тыс. руб.— в два раза больше, чем у автомобиля с ДВС. Самый оптимальный режим для работы гибридного авто — чередование разгонов и торможений, что чаще всего происходит при движении в мегаполисах. Но в первую очередь в гибридных авто изнашиваются системы охлаждения и аккумулятора. Поэтому состояние гибридного авто с пробегом очень сильно зависит от стиля вождения. Если оно регулярно обслуживалось, то АКБ прослужит дольше гарантийного срока — 5–7 лет. Однако замена батареи для гибридного авто обойдется в большую сумму — от 91 до 215 тыс. руб.

Что выгоднее

Чтобы определить, на каком виде топлива выгоднее ездить, специалисты советуют прежде всего обратить внимание на такой ключевой момент, как средний пробег, который предполагается совершать на машине, а также условия, в которых она будет эксплуатироваться. «Каждый из существующих на рынке типов топлива и авто на них имеют свои преимущества, но они раскрываются полностью при использовании в подходящих для этого условиях»,— отмечает Петрос Мкртычян. Чтобы определиться с подходящим типом двигателя, на его взгляд, важно оценить свои материальные возможности, рассчитать ожидаемый пробег и срок службы авто, а также оценить инфраструктуру своего населенного пункта и доступность обслуживания.

Источник http://autoleek.ru/avtomobilnye-zhidkosti/toplivo/na-chem-ezdyat-avtomobili.html

Источник https://1gai.ru/publ/521868-skolko-suschestvuet-vidov-topliva-na-kotorom-mogut-peredvigatsya-avtomobili.html

Источник https://www.kommersant.ru/doc/5315484

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: